Духов Николай Леонидович
Ду́хов Никола́й Леони́дович [26.10(8.11).1904, село Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии, ныне Полтавская область, Украина – 1.5.1964, Москва], советский учёный в области механики, конструктор бронетехники (тяжёлых танков), один из создателей советского атомного и термоядерного оружия, доктор технических наук (1953), член-корреспондент Академии наук СССР (1953), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1954), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1949, 1954).
Отец, Леонид Викторович Духов, служил ротным фельдшером. Мать, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика.
Учился в сельской школе, затем поступил (1914) в Гадячскую классическую мужскую гимназию. Проявил способности к техническим дисциплинам, овладел немецким, английским и французским языками. Одновременно с учёбой в гимназии начал с 14 лет работать по найму техническим секретарём при Веприкском комитете бедноты. В 1918 г. гимназия была переименована в единую трудовую школу второй ступени. В 1920 г. Духов получил диплом об окончании школы.
С 1921 по 1925 гг. работал на различных технических должностях при Веприкском райисполкоме: секретарём земельного отдела, руководил избой-читальней и музыкальным кружком, возглавлял местный отдел ЗАГС, вёл перепись для определения продналога. В 1925 г. поступил на Чупаховский сахарный завод (Ахтырский район Сумской области) резчиком свёклы, позже был переведён на работу в технико-нормировочное бюро. По решению заводского комсомольского собрания в 1926 г. Духову была выдана путёвка для учёбы на рабфаке Харьковского геодезического и землеустроительного института (создан в 1922, упразднён в 1930). После окончания института был рекомендован для зачисления без испытания на механический факультет Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина (ЛПИ, ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Обучался на кафедре «Автомобили и тракторы» (с 1928). В июле 1932 г. получил диплом об окончании Ленинградского машиностроительного института по специальности «конструирование, сборка, испытание и исследование автомобилей и тракторов» с присвоением квалификации инженера-механика и принят на работу на ленинградский завод «Красный путиловец» (до 1922 – Путиловский завод, с 1935 – ленинградский «Кировский завод», ЛКЗ). Конструировал приспособления для массового производства тракторов «Универсал», участвовал в создании первого отечественного легкового автомобиля представительского класса «Ленинград-I» (Л-1, «Легковой первый»), конструировании по личному заданию Г. К. Орджоникидзе первого отечественного тяжёлого подъёмного крана грузоподъёмностью 60 т для восстановительных работ и подъёма вагонов на железной дороге. На заводе прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора.
В 1937 г. Духов был привлечён к работам по улучшению бронетанковой техники в Специальном конструкторском бюро № 2 (СКБ-2) Кировского завода (начальник и главный конструктор СКБ-2 Ж. Я. Котин). Вместе с коллегами разработал единую методику тягового и прочностного расчёта танков, которая была применена при проектировании новых образцов бронетанковой техники. Руководил конструкторской группой по модернизации среднего танка Т-28. В ходе работы лично спроектировал новую конструкцию бортовой передачи, предложил конструктивные улучшения в ходовой части и вооружении. В конце 1938 г. Духов разработал технический проект тяжёлого танка КВ-1. Являлся ведущим конструктором тяжёлого танка КВ-1, а также внёс значительный вклад в разработку танка КВ-2. В 1939 г. проект КВ-1 был реализован, Кировский завод начал серийный выпуск новой боевой машины. 11 ноября 1940 г. Духов назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ. Параллельно с инженерно-конструкторской деятельностью преподавал в Ленинградском автомобильно-дорожном институте имени В. В. Куйбышева (ЛАДИ, 1930-1941) и на механическом факультете Ленинградского политехнического института (1935–1940).
Со 2 апреля 1941 г. член ВКП(б). После начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Духов прибыл на Челябинский тракторный завод, на производственные площади которого были эвакуированы семь крупных машиностроительных заводов, в том числе и Кировский завод. В 1942 г. Духов получил указание наладить серийный выпуск танков Т-34 и уже в 1943 г. назначен главным конструктором. Под его руководством на Урале организованы в сжатые сроки производство танков КВ-1 и разработка тяжёлых танков КВ-1с (1942), КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 (все 1943) и ИС-4 (1947).
За разработку тяжёлых танков Духов был награждён орденом Трудового Красного Знамени (январь 1944) и орденом Ленина (август 1944). Ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы (1944).
В 1944 г. был назначен руководителем государственной экзаменационной комиссии и заведующим кафедрой гусеничных машин Челябинского механико-машиностроительного института (ныне Южно-Уральский государственный университет, ЮУрГУ). В 1946 г. Духова привлекли к работам по созданию советской атомной бомбы и назначили начальником специального конструкторского сектора в Конструкторском бюро (КБ) № 11 Приволжской конторы «Главгорстроя» (научный руководитель и главный конструктор Ю. Б. Харитон) Министерства среднего машиностроения СССР [ныне Российский ядерный центр – Всероссийский НИИ экспериментальной физики (ВНИИЭФ, г. Саров, Нижегородская область)]. Одной из задач, поставленных перед сектором Духова, стала разработка единой системы ведения чертёжного хозяйства. Духов принимал непосредственное участие в разработке конструкций первого советского плутониевого заряда и первой отечественной атомной бомбы РДС-1. Внутри бомбы был установлен т. н. шарик Духова (нейтронный инициатор). В 1948 г. назначен заместителем главного конструктора КБ № 11, принял самое активное участие в подготовке и организации проведения испытания (натурного наземного взрыва) атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. Мировое сообщество узнало о ликвидации монополии Соединённых Штатов Америки на обладание атомным оружием, а агрессивные устремления милитаристских кругов США в отношении СССР были охлаждены.
Ядерная гонка между двумя государствами продолжалась, руководство и коллектив КБ № 11 участвовали в подготовке и проведении 12 августа 1953 г. испытания первой советской и первой в мире термоядерной/водородной бомбы РДС-6с.
В 1954 г. Духов назначен директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ № 11. В 1956 г. филиал № 1 КБ №11 был выделен в самостоятельную организацию и получил наименование КБ-25 Министерства среднего машиностроения СССР (ныне Всероссийский НИИ автоматики имени Н. Л. Духова, ВНИИА), должность Духова в ней осталась прежней.
Под его руководством за 10 лет (1954–1964) коллективом КБ-25 (ВНИИА) разработаны три поколения приборов и блоков автоматики, системы нейтронного и электрического инициирования, унифицированная контрольно-измерительная аппаратура для ядерных боеприпасов, входящих в состав 17 различных носителей ядерного оружия (стратегических и тактических комплексов вооружения).
В 1960 г. КБ-25 награждено орденом Трудового Красного Знамени, а Духов удостоен Ленинской премии.
Лауреат 4 Сталинских премий 1-й степени [за 1945 (вручена в 1946), 1949, 1951, 1953] и Сталинской премии 2-й степени (за 1942, вручена в 1943).
Награждён 4 орденами Ленина (1940, 1944, 1945, 1954), орденом Суворова 2-й степени (1945), орденом Трудового Красного Знамени (1944), орденом Красной Звезды (1942), другими правительственными наградами.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.