Йонгериус Хелла
Йонге́риус Хе́лла (Hella Jongerius) (род. 30.5.1963, Влётен-Де-Мерн, ныне в составе Утрехта), нидерландский промышленный дизайнер. Училась в Академии дизайна в Эйндховене (1988–1993), где и преподавала в 1998–2004 гг. В 1993 г. основала в Роттердаме студию Jongeriuslab (c 2009 в Берлине).
В своих проектах Х. Йонгериус уделяет пристальное внимание фактуре и цвету, комбинирует натуральные и синтетические материалы, промышленный и ремесленный подходы, благодаря чему предметы серийного производства приобретают качество оригинальных художественных объектов. Ранние работы Йонгериус (мягкие цветочные вазы «Soft Urn», 1993, «Soft Vase» для Droog, 1994, и раковины «Pushed Washtub», 1996, «Folded Washtub» для Droog, 1997) созданы из гибкого полиуретана – в тот момент сравнительно нового материала для промышленного дизайна. Фарфоровый сервиз серийного производства «B-Set» (с 1997) отражает ранние эксперименты дизайнера с простыми формами и глазурью. В других работах задействованы уникальные детали и сложные техники: вазы «7 Pots / 3 Centuries / 2 Materials» (1997) со включёнными в них средневековыми черепками из коллекции музея Бойманса – ван Бёнингена, вазы «Facet Bottle» и «Diamond Vase» (обе – 2018) с многослойной глазурью. В сотрудничестве с Нимфенбургской фарфоровой мануфактурой Йонгериус выпустила серию глубоких тарелок «Nymphenburg Sketches – Animal Bowls» (2004) с фигурками животных внутри, а также коллекцию посуды «Four Seasons» (2007), отсылающую к фарфоровым статуэткам эпохи рококо. Совместно со старейшей в Нидерландах керамической фабрикой Koninklijke Tichelaar Makkum создана ваза «Flower Pyramid» (2008), которая повторяет формы традиционной нидерландской вазы для тюльпанов, однако не ставится на стол, а подвешивается на стену за ручку. В технике клуазоне выпущена серия тарелок «Shippo Plates» (2007, эмаль на меди).
В предметах мебели и светильниках строгие и минималистические модернистские формы сочетаются с использованием производства вручную и экспериментами с цветом: лампы «Blizzard Bulbs» (2002) из газового баллона и плафона ручной работы из выдувного стекла; интерпретации классических моделей кресел и стульев А. Аалто для финской фирмы Artek (2014–2015); стол «Tile Table» (2017) со столешницей из керамической плитки с многослойной глазурью. Работам Йонгериус порой присущи шутливые детали: на стол «Frog Table (Natura Design Magistra)» (2009, дерево, глазурь) «влезла» декоративная лягушка гигантских размеров. Текстиль отличают сложные цветовые решения («Colorwheel», 2012; «Reef», 2016; «Sienna», 2018; «Bander», 2019, и др., все для текстильной фирмы Maharam). В сотрудничестве с авиакомпанией KLM Йонгериус разработала приятный на ощупь текстиль для салонов пассажирских авиалайнеров: салон бизнес-класса Boeing 747-400 (2013), интерьеры бизнес- и эконом-классов Boeing 777 и Boeing 787 Dreamliner (2015). Также среди клиентов дизайнера: сеть магазинов IKEA, производители хрусталя, ювелирных украшений и бижутерии Swarovski, предметов дизайна – Cappellini, фарфора – Rosenthal, ковров – Danskina.
С 2007 г. Йонгериус – арт-директор по выбору цветов и материалов швейцарского производителя дизайнерской мебели и предметов интерьера Vitra, где она работает над новыми и обновлением классических моделей марки, придумывает новые цветовые решения и комбинации материалов. Среди проектов для этой компании: низкое кресло «Worker» (2006); детская парта «Porcupine» (2007); диван и кресло для путешественников «Backpack» (2007); стул «Rotterdam» (2008); гарнитур из шторы (из узлов и фарфоровых бусин), кресла «UN Lounge Chair» и столов «Sphere Table Sky» и «Sphere Table Sun» для зоны отдыха штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (2013, совместно с Р. Колхасом и OMA при участии И. Бом, Г. Лестера и Л. Схаувенберг); кресло «East River Chair» (2014); диваны «Polder» (2005) и «Polder Compact» (2015) из тканей близких оттенков разной фактуры, отсылающие к нидерландским польдерам; диван «Vlinder» (2019) с жаккардовой обивкой, имитирующей лоскутное шитьё. Разрабатывала новые цветовые палитры для мебели по дизайну Ж. Пруве (2013), стеллажей ESU Ч. и Р. Имз (2013). Результатом научного похода дизайнера к работе с цветом стало появление в компании Vitra проекта «Библиотека цветов и материалов» (2016), посвящённого изучению существующих и созданию новых оттенков и материалов. Она также представила на собственной выставке «Breathing Colour» («Дышать цветом», 2017, Музей дизайна, Лондон) т. н. цветовые ловушки (англ. colour catchers) – окрашенные бумажные объекты со множеством граней, позволяющие зафиксировать изменения цвета в зависимости от освещения.
Х. Йонгериус также работает на стыке промышленного дизайна и современного искусства. Для выставки в нью-йоркском Музее современного искусства о границах между домом и офисом была придумана серия арт-объектов «My Soft Office» («Мой мягкий офис», 2001): клавиатура из ДСП со встроенной тарелкой, кровать с зашитыми в матрас экраном и клавиатурой и др. В 2005 г. на международной выставке мебели и дизайна «IMM Cologne» в Кёльне студия Jongeriuslab создала инсталляцию «Идеальный дом», где предметы мебели и посуда, закреплённые на 11 ширмах-перегородках, передавали идею дизайнера о том, что идеал потенциально недостижим.