Вандерс Марсель
Ва́ндерс Марсе́ль (Marcel Wanders; Марселино Теодорус Леонардус Гейсбертус Вандерс, Marcelino Theodorus Leonardus Gijsbertus Wanders) (род. 2.7.1963, Бокстел, близ Эйндховена), нидерландский промышленный дизайнер.
Учился в Академии дизайна в Эйндховене (1981–1982), Академии прикладного искусства в Маастрихте (1982–1985), Академии изящных искусств в Хасселте (1983–1985) и Высшей школе искусств в Арнеме (1985–1988). В Роттердаме работал как промышленный дизайнер в студии Landmark Design & Consult (1990–1992), в 1992 г. стал сооснователем дизайнерского бюро WAAC’s (до 1995). Открыл свою студию в Амстердаме – Wanders Wonders (1995–2001).
Работой, принёсшей Вандерсу известность, стало кресло «Knotted Chair» (1995–1996) для совместного проекта дизайнерского объединения Droog Design (Вандерс – участник с 1992) и аэрокосмического факультета Делфтского технического университета. Требовалось создать предмет из сверхлёгкого материала, и Вандерс использовал шнуры из арамидных волокон с «сердечником» из углеродных волокон, переплетённые вручную в технике макраме. Жёсткость стулу придала эпоксидная смола.
Сочетание современных материалов и традиционных техник стало отличительной чертой и последующих его работ, которые шли вразрез с философией модернизма, отрицавшего декор, ремесленничество и обращение к культурным кодам прошлого. Среди ранних проектов – лампа «Set Up Shades» (1988–1989), обыгрывающая архетипическую форму абажура для настольного светильника, призматические столики «Lace Table» (1997) из пропитанных эпоксидной смолой швейцарских кружев и фарфоровые вазы «Egg Vase» (1997): их асимметричная форма создана с использованием сваренных вкрутую куриных яиц в качестве основы.
В 2001 г. в Амстердаме Вандерс вместе с предпринимателем К. Виссерсом (партнёр до 2015) основал студию Moooi (от нидерл. mooi – красивый), которая также сотрудничает с другими ведущими дизайнерами, и открыл своё дизайн-бюро Marcel Wanders Studio.
Заказчиками для предметов дизайна и интерьеров Вандерса выступают итальянский производитель дизайнерских предметов быта Alessi (серия «Circus», 2016–2019: стальные разноцветные посуда и статуэтки на тему цирка), французский производитель изделий из хрусталя Baccarat («Jeux de Cristal», 2019: наборы для игры в шахматы, шашки, домино, нарды и го), итальянские мозаичисты Bisazza (столики «Pebbles», 2004–2019), французский модный дом Louis Vuitton (мебель серии «Objets Nomades», с 2015), нидерландская авиакомпания KLM (посуда для пассажиров бизнес-класса, с 2011), немецкий производитель спортивных товаров Puma (предметы для городского пикника «I hate camping», 2006) и другие компании.
Для работ Вандерса в 21 в. характерны игровой подтекст и ирония в сочетании с иррациональностью, эклектичностью, обилием декора и «барочной» пышностью в современной трактовке; экстравагантность в них преобладает над базовой функциональностью. Для стула «V.I.P. Chair» (2000) Вандерс использовал классическую форму трона, но сделал её подходящей для любого интерьера с помощью сдержанной по цвету и фактуре сплошной шерстяной обивки. Пример типичной иронии дизайнера – коллекция из пяти пластиковых ваз «Airborne Snotty Vases» (2001): их формы созданы на основе трёхмерного сканирования частиц слизи, выделяющихся при чихании, а название каждой соответствуют одному из заболеваний носовой полости.
Вандерс одним из первых начал использовать углеродное волокно, изначально применявшееся в самолёто- и ракетостроении, для производства мебели (стул «Carbon Chair», 2004, совместно с Б. Потом; стул «Carbon Ballon», 2013). В коллекции стульев «Monster Сhair» (2010 и 2014) Вандерс обратился к теме страха, в первую очередь перед посмертным воздаянием, и украсил спинки изображениями чудовищ, которым придал при этом почти безобидный характер. Светильники «Skygarden» (2007) с минималистической оболочкой и спрятанными на внутренней стороне абажура лепными цветами отразили его критику отрицающей декор современной архитектуры. Дизайнер переосмысляет традицию делфтского фаянса, декорируя фарфоровую посуду, скульптуры и статуэтки серии «One Minute Delft» абстрактной росписью в синих тонах (с 2006; роспись выполнена пальцами и ладонями).
При оформлении интерьеров для Вандерса характерно стремление к синтезу искусств. В амстердамском отеле Andaz Amsterdam Prinsengracht (2012) Вандерс обратился к золотому веку Нидерландов и истории города, наполнив помещения светильниками-колокольчиками, креслами в форме тюльпанов и обилием орнаментов и узоров. В гостинице Mondrian в столице Катара Дохе (2017) он создал грандиозное «театрализованное» пространство, где местный колорит и элементы арабской культуры соединил с современным дизайном. Подобная концептуальная игра, по замыслу дизайнера, позволяет превратить пребывание в отеле в фантастическое путешествие. В общественных зонах многоквартирного дома Barkli Gallery в Москве (2017) мотивы культурного наследия России получили современную трактовку.
Среди других проектов Вандерса – оформление книги «Рейкс: мастера золотого века» (2016–2020), посвящённой работам 17 в. из «Галереи почёта» Рейксмюсеума (экземпляр «ограниченного тиража» весит 35 кг и поставляется вместе со специальным столиком, экземпляр «уникального художественного тиража» украшен позолотой и выполненными вручную каллиграфическими надписями).