Баас Мартен
Ба́ас Ма́ртен (Мартен Бас; Maarten Baas) (род. 19.2.1978, Арнсберг, Германия), нидерландский промышленный дизайнер.
Ребёнком вместе с семьёй переехал в Нидерланды. Получил образование в Академии дизайна в Эйндховене (1996–2002), в 2000 г. несколько месяцев учился в Миланском политехническом университете. Во время обучения в академии придумал подсвечник «Knuckle» (2000) – конструкцию из трёх опор, напоминающую по форме воронью лапу; бренд Pol’s Potten запустил его в промышленное производство ещё до того, как Баас окончил академию. Стал широко известен благодаря дипломному проекту, коллекции мебели «Smoke» (2004): Баас поджёг винтажные предметы мебели, выполненные в духе барокко, а затем покрыл обугленную древесину эпоксидной смолой, что снова позволило использовать мебель по назначению. С одной стороны, Баас трактовал красоту как изменчивую и неуловимую категорию, подобную стихии огня, с другой стороны, он отразил потребность людей сохранять предметы такими, какими они были раньше. На проект обратил внимание М. Вандерс, который в 2003 г. запустил в производство силами своей компании Moooi канделябр и несколько кресел коллекции «Smoke». В 2004 г. Баас по приглашению галериста М. Мосса создал новую серию этой же коллекции «Where There’s Smoke», в которой обжёг и покрыл эпоксидной смолой мебель из IKEA и известные образцы дизайнерской мебели 20–21 вв., в частности стулья А. Гауди для доходного дома Кальвет в Барселоне, стеллаж «Carlton» Э. Соттсасса, деревянный стул Ч. и Р. Имз («Lounge Chair Wood», LCW), стул «Favela» Ф. и У. Кампана.
Созданные на стыке искусства и дизайна, его работы выполнены вручную, их тираж лимитирован, а предметы мебели серийного производства подписаны и пронумерованы лично дизайнером. С 2005 г. сотрудничает с Б. Ден Хердером, который руководит мастерской DHPH (Den Herder Production House) и отвечает за изготовление предметов, придуманных Баасом. Дизайнер получал крупные заказы от компаний и брендов Dom Ruinart, Dior, Berluti, Swarovski, Louis Vuitton, отеля Gramercy Park в Нью-Йорке.
Следующей крупной коллекцией Бааса стала «Clay» (2006). Без заранее заготовленного эскиза он вручную покрыл глиной и раскрасил металлические каркасы и готовую мебель бренда Established & Sons, благодаря чему в коллекции нет двух одинаковых предметов. Рукотворность, неровность силуэтов придают ей эскизный характер, что дополнительно подчёркивается фактурой поверхности с отпечатками пальцев. Метод ручной лепки Баас также применял в коллекциях «Grey Derivations» и «Plain Clay» (2010), потолочных и подвесных светильниках «Das Pop Light» (2014); с 2011 г. изготовляет покрытую глиной мебель на заказ. Идея эскиза как конечной формы также легла в основу коллекции «Sculpt» (2007) из графических эскизов мебели, превращённых в объёмные и увеличенные до реальных размеров предметы; неровные очертания придают им сходство с наивным искусством. Спинки стульев в коллекциях «More or Less Chair» (2011) и «101 Chair» (2017) также имеют неровные очертания, напоминающие рисунки от руки.
Бааса интересует вторичное использование и адаптация под собственные замыслы уже готовых предметов мебели. Так, абсурдистский книжный стеллаж «Hey Chair, Be a Bookshelf!» (2005) создан из нагромождённых друг на друга стульев, ящика для инструментов, подсвечников, комнатных растений в горшках и музыкальных инструментов; стулья «Treasure» (2005) собраны из оставшихся от мебельного производства обрезков дерева; серия предметов мебели, выполненная по заказу коллекционера А. Линдемана (2009), изготовлена из металлических автомобильных деталей. Из спаянных металлических пластин сделана мебель коллекции «Сarapace» (2016), напоминающая панцирь черепахи: идея Бааса состояла в том, чтобы создать «твёрдую кожу» для защиты «мягкого тела». Баас обыграл штамп «сделано в Китае» в работе «Plastic Chair in Wood» (2008) для шанхайской галереи Contrasts: он изготовил вручную стул из древесины вяза, напоминающий по форме дешёвую пластиковую модель промышленного производства.
Кроме коммерческого дизайна мебели, Баас создаёт общественно значимые проекты. Работа «Пустой стул» («The Empty Chair», 2011) посвящена китайскому правозащитнику Лю Сяобо, который был удостоен Нобелевской премии мира в 2010 г., но не смог получить её, так как отбывал наказание в китайской тюрьме по ложному политическому обвинению. В поддержку всех подвергшихся репрессиям писателей, журналистов, художников и активистов Баас создал этот стул, выступающей метафорой свободомыслия: его спинка высотой 5 м уходит, как бесконечная лестница, в небо. В 2012 г. он разработал дизайн скатерти «780.559» для общегородского ужина на амстердамской площади Дам в честь ежегодного празднования Дня освобождения 5 мая, когда в Нидерландах отмечается конец гитлеровской оккупации и Второй мировой войны. На скатерть длиной около 60 м нанесены имена всех горожан Амстердама по состоянию на 5 мая 2012 г., а название отражает их численность.
Заинтересовавшись кинематографом и видео-артом, в 2009 г. Баас реализовал многосерийный проект «Реальное время» («Real Time»). В каждой 12-часовой части актёры показывали ход времени. Так, в фильме «Часы метельщиков» («Sweepers clock») два человека сметали мусор, выложенный в форме часовой и минутной стрелок, отражая их реальное движение, в работе «Аналоговые цифровые часы» («Analog Digital Clock») актёр каждую минуту стирал и рисовал меняющиеся цифры на проекции дисплея электронных часов, а в «Дедушкиных часах» («Grandfather Clocks») стоял внутри корпуса напольных часов и рисовал стрелки на полупрозрачном циферблате. В 2016 г. в амстердамском аэропорту Схипхол Баас представил работу «Часы Схипхола» («Schiphol Clock»): в поднятой под потолок кубической конструкции с прозрачным матовым циферблатом рабочий в течение 12 ч стирал и рисовал заново «движущиеся» таким образом стрелки часов. Во всех посвящённых времени работах использовались синий, красный и жёлтый цвета, отсылающие к неопластицизму нидерландского художника П. Мондриана. В 2014 г. Баас совместно с художником-мультипликатором Н. Хуберсом выпустил короткометражный анимационный фильм «Мой путь наверх» («Working My Way Up»).
Рукотворность и «эскизность», присущие его мебели, Баас перенёс на проект жилищной застройки «The Sketch» на площади Маркони в Эйндховене (2015; совместно с архитектурным бюро Van Aken Architecten).