Лаарман Йорис
Ла́арман Йо́рис (Йорис Ларман, Joris Laarman) (род. 24.10.1979, Боркюло, провинция Гелдерланд), нидерландский промышленный дизайнер.
Образование получил в Академии дизайна в Эйндховене (1998–2003). Дипломным проектом на тему «Изобретая функциональность заново» стал радиатор «Heatwave» в орнаментальных формах рококо (его выпускал Droog, затем Jaga Climate Systems): по идее Лаармана, функциональный дизайн не должен означать отказ от декоративности. В 2004 г. вместе с женой, кинорежиссёром Анитой Стар, основал в Амстердаме студию Joris Laarman Lab.
Лаарман известен своим интересом к инновациям. В его студии дизайнеры, исследователи и инженеры применяют передовые производственные технологии: 3D-печать, в том числе с применением робототехники, станки и другие устройства с числовым программным управлением (ЧПУ). Подход Лаармана также заключается в использовании новейших цифровых технологий для создания функциональных и визуально привлекательных предметов. Характерная черта его работ – биоморфизм; так, алюминиевое кресло «Bone Chair» (2006, совместно с Ф. Вердюлтом) создано по принципу органических моделей роста, в том числе образования костной ткани, когда при помощи минимума ресурсов достигаются максимум прочности и оптимальное распределение нагрузки. При этом использованы исследования немецкого физика-биомеханика К. Маттека, а также созданные инженером Л. Харцхаймом и производителем автомобилей Adam Opel GmbH программное обеспечение для проектирования автомобильных деталей, в том числе узлов крепления двигателя по «природному» принципу рационального использования материала. 3D-печать и оптимизирующий расход ресурсов алгоритм использовались студией Лаармана и при создании кушетки «Bone Chaise» (2006), отлитой из полиуретановой «смолы».
Экспериментируя с 3D-печатью, Лаарман также применяет долговечные и дорогостоящие материалы: так, у кресел «White Armchair» и «Black Rocker» (оба – 2007) мраморная крошка белого и чёрного цветов в составе «чернил» для принтера придаёт поверхности глянцевый блеск.
Формы столов «Starlings» и «Cumulus» (оба – 2010) сгенерированы программами трёхмерного моделирования, имитирующими движение стаи птиц, роя насекомых, частиц облаков. Программы работали непредсказуемо, и конечная форма «Starlings» стала видна только после окончания 3D-печати из полимерной «смолы» (затем она была покрыта никелем); этот стол состоит из 25 тыс. маленьких фигурок скворцов. «Cumulus» вырезан из белого мрамора станком с ЧПУ.
Исследуя микроячеистые структуры, в 2014 г. в студии Лаармана создали серию «Microstructures»: напечатанную из полиамидной «смолы» кушетку из шестиугольных ячеек «Gradient Lounge» с обивкой, сотканной на ткацком станке с ЧПУ, сетчатое кресло «Aluminum Gradient Chair», изготовленное при помощи технологии лазерного спекания из алюминия, полиуретановое кресло «Soft Gradient Chair», а также ажурный стул «Adaptation Chair» («Long Cell Chair»). Процесс его производства включал в себя 3D-печать основы из полиамида и её покрытие медью по технологии гальванопластики: в конце работы основу расплавили, и готовое кресло состоит лишь из металла.
Пример комбинирования ручной работы, ЧПУ и 3D-печати – столы и кресла серии «Maker» (2014), как будто собранные из деталей головоломки. Серия раскрывает потенциал потребительских 3D-принтеров и станков с ЧПУ, которые способны изготовлять лишь небольшие объекты: их, по мысли дизайнеров, можно затем соединять в более крупное целое.
Большинство работ Лаармана – единичные, экспериментальные проекты, однако его студия разрабатывает и доступные предметы мебели. Так, стулья «Bits & Parts» (2014) собраны из подобных частям пазла деталей, которые легко напечатать на небольших машинах.
В 2014 г. Лаарман инициировал создание компании MX3D, специализирующейся на 3D-печати крупногабаритных металлических объектов методом дуговой сварки с использованием роботов. В тот же год была напечатана металлическая скамья «Dragon», затем двухметровая бронзовая ширма «Butterfly» (2016). Самый масштабный проект компании – 12-метровый пешеходный мост «MX3D Bridge» (2015–2019; совместно с инженерной компанией Arup, металлургическим концерном ArcelorMittal, разработчиком программного обеспечения Autodesk, производителем компьютерной техники Lenovo, Делфтским техническим университетом и др.; установлен на канале Аудезейдс-Ахтербургвал в Амстердаме в 2021). Мост печатали из металла с помощью роботов-«сварщиков», что сделало проект первым в своём роде. Совместно со специалистами лондонского Института имени А. Тьюринга конструкцию оборудовали датчиками для сбора информации о нагрузках, вибрации, состоянии окружающей среды, движении пешеходов и т. д., в результате создана цифровая модель моста, позволяющая оценивать его «поведение» при использовании.