Договор буксировки
Догово́р буксиро́вки, договор, по которому одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно или плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить её [п. 1 ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ)].
Согласно ст. 225 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект:
на определённое расстояние (морская буксировка);
для выполнения манёвров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).
Договор буксировки является взаимным, возмездным и консенсуальным. Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих КТМ РФ, КВВТ РФ, транспортных уставов.
Договор морской буксировки заключается в письменной форме (п.1 ст. 227 КТМ РФ). Возможно заключение договора портовой буксировки в устной форме (п. 2 ст. 227 КТМ РФ).
Согласно п. 2 ст. 88 КВВТ РФ, буксировка объектов осуществляется в соответствии с договором буксировки и правилами буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утверждёнными приказом Минтранса России от 28 августа 2020 г. № 339.
В договоры буксировки в обязательном порядке включаются следующие положения: место отправления и назначения, срок доставки, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение договора, особенности буксируемого объекта.
Каждая из сторон по договору буксировки обязана заблаговременно привести свое судно (объект буксировки) в состояние, годное для буксировки (п. 1 ст. 228 КТМ РФ).