Дикер-Брандейс Фридл
Ди́кер-Бра́ндейс Фридл (Friedl Dicker-Brandeis; Фредерика Диккер-Брандайс, Friedericke Dicker-Brandeis) (30.7.1898, Вена – 9.10.1944, Освенцим), австрийская художница еврейского происхождения. Училась в Баухаусе в Веймаре. В гетто Терезин обучала рисованию сотни детей, разрабатывала декорации и костюмы для детских спектаклей. Разработала основы арт-терапии, хотя сама этот термин не употребляла. Погибла в газовой камере в Освенциме. Многие работы Дикер-Брандейс были утеряны, однако сохранились некоторые картины, коллажи, более 130 эскизов, а также около 5 тыс. работ её учеников, которые находятся в различных музеях мира. Из почти 660 авторов рисунков 550 были убиты в период холокоста.
Биография
Родилась в бедной еврейской семье, её отец был владельцем небольшого магазина канцтоваров, мать, Каролина (урождённая Фанта), умерла в 1902 г. Мачеха – Шарлотта (Шен).
В 1915 г. обучалась на курсах фотографии, работала в уличном кукольном театре, писала сценарии, делала декорации и марионетки, участвовала в представлениях. В 1915 г. поступила на текстильное отделение Школы искусств и ремёсел. Тогда же начала посещать уроки рисования у Франца Чижека, создателя авторской школы рисования, основанной на свободном творчестве и самовыражении учеников.
В 1916 г. поступила в частную школу искусств Й. Иттена, который стал её вторым наставником. Метод Иттена отличался от метода Чижека, особое внимание в нём уделялось цвету, форме, ритму, текстуре поверхности произведения как способу передачи идеи.
В школе Иттена познакомилась с Францем Зингером и Анни Воттиц, которые стали её друзьями, соратниками на долгие годы. С Зингером её связывали сложные длительные любовные отношения. В этот же период увлеклась музыкой, прошла курс гармонии в школе А. Шёнберга, познакомилась с двумя выдающимися композиторами, Виктором Ульманом и Стефаном Вольпе.
1919 г. Дикер последовала за Иттеном в Баухаус, где с 1919 до 1923 гг. обучалась живописи, скульптуре, архитектуре, дизайну, ремёслам, создавала литографии, скульптуры из металла, композиции из тканей и ниток, освоила ткачество, делала афиши для «Вечеров в Баухасе». Директор Баухауса, В. Гропиус, давая ей рекомендацию для преподавания на курсах воспитателей детских садов, высоко оценил «многогранность её дарования и ее невероятную энергию» и заявил, что «уже на первом курсе она начала обучать новичков» (цит. по: Makarova. Friedl Dicker-Brandeis 1989–1944. 1999).
В 1923 г. Дикер и Зингер основали дизайнерское бюро «Мастерские изобразительного искусства» в Берлине, выполняли заказы на книжные обложки, архитектурные проекты, текстильные изделия и детские игрушки, декорации и театральные костюмы. Дикер и Зингер делают декорации и костюмы для театра Фиртеля «Труппа» (спектакли «Йон Габриэль Боркман» по Г. Ибсену, «Венецианский купец» по У. Шекспиру, «Винценц, или Подруга определённого мужчины» по Р. Музилю).
В 1925 г. вернулась в Вену и продолжила заниматься дизайном. Зингер вскоре также приехал в Вену. В 1926 г. ими было основано ателье Зингер – Дикер, в котором производились архитектурные разработки, проектировалась инновационная мебель (например, складные и складывающиеся друг в друга стулья, легко перемещаемые шкафы и кровати, подвижные лампы). Дикер оформляет идеи Зингера, подбирая ткани, фактуры, расцветку. В 1930 г. ателье получило заказ на разработку проекта новаторского «образцового детского сада пролетарской Красной Вены», Зингер и Дикер разработали проект трансформирующейся среды: за счёт складывающейся и трансформирующейся мебели пространство столовой легко преобразовывалось в спальню или в игровую комнату. Детский сад был построен, проработал несколько лет, однако был разгромлен в 1934 г. во время правого путча, а в 1938 г. окончательно уничтожен. Ателье выполнило также архитектурные проекты для Венского теннисного клуба (1928) и пансиона для графини Хериот (1934), которые были реализованы, но не сохранились. Ателье Зингер – Дикер оформляло театральные постановки для театра Б. Брехта, выполняя заказы на костюмы и декорации для спектаклей «Мать» М. Горького, «Дон Карлос» и др.
Педагогическая деятельность Дикер началась в 1931 г., когда её пригласили вести курс рисования для воспитателей детских садов в Вене.
Была членом компартии Австрии (предположительно в 1931), помогала коммунистическому подполью. Делала антикапиталистические коллажи. В 1934 г. была арестована за коммунистическую деятельность, её обвинили в подделке документов для нужд коммунистов. После непродолжительного заключения была отпущена и переехала в Прагу. Творческим отражением этих событий стали две картины с одинаковым названием «Допрос».
29 апреля 1936 г. в Праге вышла замуж за своего двоюродного брата, бухгалтера Павла Брандейса, получила чешское гражданство. В этот период продолжала активно работать. С 1934 по 1938 гг. работала с детьми эмигрантов из Германии, создавая авторскую систему преподавания на основе педагогической системы Й. Иттена. В практике обучения использовались упражнения, в которых ученики должны были перевести звук или движение в ритмический рисунок, задания на концентрацию, задания на поиск выразительных особенностей разных материалов.
В партийной ячейке познакомилась с немкой Хильде Котны, дружба с которой продолжалась до высылки в Терезин. Сохранились письма, адресованные Хильде, в которых художница обсуждает проблемы искусства, педагогики, философии, психологии. В 1938 г. (по другим источникам, в 1942) получила визу в Палестину, но отказалась уехать.
В 1938 г. из-за антиеврейских законов Фридл и её муж Павел были вынуждены переехать в небольшой город Гронов на границе Польши и Чехии. Здесь она работала дизайнером по текстилю в компании B.Spiegler & Söhne, получила награду на выставке «Vystava 38 Nachod» (июнь – август 1938). В Гронове увлечённо занимается живописью, однако возможности организовать выставку практически нет. Её работы были представлены только на небольшой презентации в Лондоне в 1940 г.
Осенью 1942 г. Брандейсы получили приказ о депортации и 17 декабря 1942 г. были отправлены в Терезин. В гетто Фридл обучала рисованию детей, используя новаторские методы обучения рисованию, опирающиеся на методы Баухауса. Также разработала декорации и костюмы для детских спектаклей, устроила выставку детских рисунков в подвале своего дома.
В сентябре 1944 г. П. Брандейс был депортирован в Освенцим. Фридл добровольно поехала за ним (6 октября). Погибла в газовой камере в Биркенау после прибытия (9 октября). Её муж выжил.
Произведения, творческое и педагогическое наследие
Сохранилась лишь часть собственных работ Фридл; ряд произведений она уничтожила сама, часто не подписывала свои творения и их авторство не установлено, многие были утеряны в военные годы. В Гронове перед депортацией раздала свои работы друзьям, соседям, родственникам мужа, часть из них сохранилась.
Перед депортацией в Освенцим упаковала в чемоданы 5 тыс. детских рисунков, воспитатели детдома спрятали их на чердаке. В 1945 г. эти рисунки были переданы Еврейской общине Праги Вилли Гроагом. Все детские работы подписаны, на каждом листе стоит номер урока, имя ребёнка и дата. Большинство из них сейчас находятся в Еврейском музее в Праге.
В творчестве Фридл Дикер-Брандейс выделяют три периода: от Баухауса до Праги (1919–1934), от Праги до Терезина (1934–1942) и Терезинский (1942–1944).
В произведениях первого периода ощущается влияние учения Й. Иттена, а также идей функционализма и концепции единства искусства, развиваемых в Баухаусе. Произведения выполнены в разных техниках. К этому периоду относятся абстрактные живописные композиции, созданные в Баухаусе, коллаж из цветных тканей «Город» (1922), раскрашенный рельеф «Анна, Мария, Христос» (около 1920, Тель-Авив, частное собрание), скульптура из металла «Святая Анна» (1921, не сохранилась), акварель «Натурщица с крыльями» (около 1920, коллекция Университета прикладных искусств, Вена).
Второй период характеризуется поворотом в сторону более реалистичной живописи. Преобладают пейзажи, натюрморты, портреты и символические аллегории, такие как «Допрос», «Дон Кихот» и «Ленин» (частная коллекция), а также антикапиталистические и антифашистские плакаты, выполненные с использованием фотомонтажа. Некоторые картины этого периода находятся в Еврейском музее в Праге: «Допрос», «Допрос II» (1934–1935), «Вид из окна во Франтишковы Лазне» (1936), «Дама в машине / Воображаемый автопортрет» (около 1940).
В Терезине не только обучала детей, но создавала собственные работы. На способы изображения повлияла ограниченность материалов, многие работы не были завершены и остались в виде набросков. Основные темы: пейзажи, цветы, люди, уличные сцены, обнажённая натура, абстрактные композиции и эскизы к театральным постановкам, реалии жизни в гетто практически не отражены.
Как художник Фридл может быть охарактеризована как представительница новой вещественности.
Последние работы, многие из которых сейчас находятся в Центре Симона Визенталя в Лос-Анджелесе, были обнаружены в 1980-х гг., как и письма 1938–1942 гг. к Хильде Котны и Анни Вотиц-Моллер. В конце 20 в. благодаря усилиям Е. Макаровой были найдены неизвестные произведения, письма и воспоминания. Благодаря публикациям Е. Макаровой и организованным ею выставкам Фридл Дикер-Брандейс заняла заслуженное место художницы, дизайнера, педагога, основательницы арт-терапии. Её идеи арт-терапии и методы отражены в публикациях арт-терапевтов Е. Макаровой, Э. Крамер. В Еврейском музее в Праге создан проект «Кабинет Фридл», который знакомит зрителей с художественно-образовательным методом, использованным Дикер в экстремальных условиях Терезинского гетто.
Основы арт-терапии
Идеи Фридл Дикер-Брандейс и опыт её работы в Терезине легли в основу современной арт-терапии. Занятие искусством стало способом помочь травмированным детям «сохранить душевное здоровье и человеческое достоинство» (Крамер. 2014. С. 25) и, минуя слова, дать средства для выражения душевных переживаний. В лекции для педагогов Терезинского гетто (и соответствующей статье «Детский рисунок», 1943) формулирует идеи арт-терапии, хотя и не использует этот термин. Её ученица Э. Крамер развивала теорию и практику арт-терапии, во вступительной статье к книге Крамер «Арт-терапия с детьми» приводятся её воспоминания об обучении у Фридл Дикер, используемых ею педагогических методах.
Основная цель метода Фридл Дикер-Брандейс в том, чтобы «освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности» (Макарова. 2004. С. 272).
Вопрос о соотношении содержательной и технических сторон обучения Дикер-Брандейс решает так: ребёнку до 10 лет главное – дать возможность воплощать собственный внутренний мир в рисунке. «Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме... Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами» (Макарова. 2004. С. 273).
Приоритет в занятиях рисованием с детьми – в выражении душевных переживаний, характера и устремлений ребёнка, ради чего стоит «принести в жертву "успешность", т. е. результат» (Макарова. 2017. С. 327).
В статье отмечается психологическая роль групповых занятий: они создают творческий настрой, дают возможность обмениваться полезными идеями, помогают самовыражению, дети отвыкают от «злой и насмешливой критики» (Макарова. 2004. С. 274).
Биография Фридл Дикер-Брандейс восстановлена, выставки её работ организованы благодаря усилиям Е. Макаровой, писателя, арт-терапевта, куратора международных выставок. Макарова написала документальный роман (Макарова. 2000), а позднее художественный роман о Фридл Дикер-Брандейс (Макарова. 2017).