Диаш Жоржи
Ди́аш Жо́ржи, Антониу Жоржи Диаш (António Jorge Dias) (31.7.1907, Порту – 5.2.1973, Лиссабон), португальский этнолог и антрополог, основатель современной португальской этнологии, создатель научной школы.
Детские и юношеские годы провёл в деревне в окрестностях Гимарайнша и в округе Визеу, где познакомился с жизнью и бытом крестьян Севера Португалии. В молодости работал коммивояжёром и путешествовал по стране.
В 1938 г. закончил филологический факультет Университета Коимбры и получил стипендию для чтения лекций по португальскому языку и культуре в университетах Германии и Испании, также впервые начал преподавание португальского языка в Ростоке (1938–1939), Мюнхене (1939–1942), Берлине (1942–1944), Сантьяго-де-Компостеле и Мадриде (1944–1947). В Ростоке познакомился с пианисткой и музыковедом Марго Шмидт, ставшей затем его супругой, помощницей и соавтором.
В 1942–1944 гг. Ж. Диаш руководил Институтом Португалии и Бразилии в Берлине. Во время своего пребывания в Берлине прослушал курс лекций Р. Турнвальда, благодаря которым у него появился интерес к этнологии. В 1944 г. в Мюнхенском университете Ж. Диаш защитил диссертацию в этой области о сельской общине на примере деревни Виларинью-даш-Фурнаш (Виларинью-да-Фурна). В 1947 г. вернулся на родину, где его пригласили организовать этнографические исследования в Центре этнологического изучения полуострова (Centro de Estudos de Etnologia Peninsular, CEEP) – совместной испано-португальской институции, созданной в Порту в 1945 г. Ж. Диаш был приглашён в качестве единственного тогда в стране обладателя учёной степени в области этнологии и в порядке признания его заслуг по распространению и изучению португальской культуры. Учёный предложил программу этнологических исследований Центра, предусматривавшую, в частности, развёртывание полевой работы с целью быстрого охвата этнографическим и этносоциологическим изучением всей страны.
Несмотря на скудное обеспечение, отсутствие помещений и самых необходимых материалов для работы, сотрудники Центра развернули широкомасштабную деятельность по сбору и обработке этнографических данных, при этом учитывая, что многие изучаемые феномены находились уже на грани исчезновения (неотложная этнография). В сфере их интересов лежали разнообразные аспекты португальской этнологии, прежде всего особенности материальной культуры, хозяйства, традиционных технологий, а также проблемы социальной организации, устройства общин. Полевые материалы обрабатывались и издавались в виде монографий. Большинство из них написано в соавторстве с Ж. Диашем сотрудниками центра Э. Вейга ди Оливейрой, М. Диаш, Ф. Гальяну, Б. Э. Перейрой. К 1967 г. увидело свет 260 работ сотрудников Центра, из них 17 книг (Veiga de Oliveira. 1968. P. 25.).
Среди наиболее высоко оценённых работ Ж. Диаша – исследования сельской общины «Виларинью-даш-Фурнаш. Общинная деревня» (1948) и «Риу-ди-Онор. Аграрно-пастушеская общинность» (1953), в которых подчёркивается гармоничный характер их внутренней жизни, основанной на коллективизме и взаимопомощи. В 1952 г. Ж. Диаш опубликовал «Исторический очерк португальской этнографии».
Одновременно Ж. Диаш проводил педагогическую работу. В 1952–1956 гг. он читал полугодовые курсы этнологии, а позднее и истории географии в Университете Коимбры, где, кроме того, организовал этнографический музей. В 1956 г. учёный приехал в Лиссабон, где преподавал культурную антропологию и социальную организацию коренных народов в Высшем институте заморских исследований (ныне Высший институт социальных и политических наук при Лиссабонском университете), а также общую и региональную этнологию в Лиссабонском университете.
В 1950-е гг. правительство Португалии приступило к созданию т. н. научных миссий (исследовательских проектов по изучению колоний, в которых учёные должны были длительное время работать «в поле», подобно христианским миссионерам. Были миссии географические, зоологические, ботанические и этнологические). В частности, в 1957 г. Управление заморских исследований (Junta de Investigações do Ultramar, JIU) организовало Миссию по изучению этнических меньшинств заморских территорий Португалии. Ж. Диаш был назначен её руководителем.
В рамках миссии Ж. Диаш с коллегами отправился в Африку, где проводил всесторонние полевые исследования у маконде в Мозамбике. Результатом этой поездки стала монография, признанная лучшим научным трудом из того, что было создано в португальской колониальной антропологии, – «Маконде Мозамбика» (1964–1970).
С 1962 г. при Управлении заморских исследований под руководством Ж. Диаша действовал Центр культурно-антропологических исследований (Centro de Estudos de Antropologia Cultural, CEAC), занимавшийся колониальной этнологией, в то время как Центр этнологического изучения полуострова продолжал исследования по «домашней» этнологии (т. е. собственно португальцев).
Африканские коллекции, собранные в CEAC, легли в основу Музея заморской этнологии (1965, Лиссабон). В дальнейшем возобладала целостная и универсалистская концепция музея (который был призван отражать культуру не только жителей заморских владений Португалии, но и населения метрополии и всего человечества в целом), предложенная Ж. Диашем. Музей был пополнен европейскими коллекциями и экспонатами из других регионов. В настоящее время это Национальный музей этнологии.
Ж. Диаш создал оригинальную, отчасти эклектичную систему теоретических взглядов. Современный антрополог Ж. ди Пина-Кабрал определил его как учёного, благодаря которому был совершён переход от эволюционистской традиции к современной социальной антропологии.
На начальном этапе он был подвержен влиянию некоторых старых школ и направлений в этнологии: эволюционизма, диффузионизма, – а также несомненным является воздействие на него традиций немецкого народоведения и ранней португальской этнографии. В дальнейшем, начиная с 1950-х гг., стало заметным восприятие Ж. Диашем элементов функционализма, а также таких направлений в американской культурной антропологии, как этнопсихологическая школа, группа исследований проблем аккультурации и др. Также Ж. Диаш увлекался теориями Р. Турнвальда, которые нередко относят к функционалистскому направлению.
Авторитет Ж. Диаша получил международное признание, в 1954–1957 гг. он был Генеральным секретарём организации, объединяющей этнографов и фольклористов европейских стран (Commission Internationale des Arts et Traditions Populaires, CIAP) со штаб-квартирой в Португалии. В CIAP Ж. Диаш активно выступал против обособления исследований европейских культур от мировой этнологии и антропологии, и его позиция была поддержана такими учёными, как С. Эриксон и Ж. А. Ривьер. «Понятие о единстве наук, изучающих культуру», Э. В. ди Оливейра называл «одним из краеугольных камней и основных особенностей научного мировоззрения Ж. Диаша» (Veiga de Oliveira. 1968. P. 23).