Дах Симон
Дах Си́мон (Simon Dach) [29.7(8.8).1605, Мемель, Пруссия, ныне Клайпеда, Литва – 15.4.1659, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград, Россия], немецкий поэт, представитель барокко. Сын судебного переводчика с литовского языка. Учился в городской школе в Мемеле, с 1619 г. в соборной школе в Кёнигсберге, в 1620–1623 гг. в гимназии в Виттенберге, в 1623–1625 гг. в Магдебурге; из-за разразившейся в 1625 г. эпидемии чумы вернулся в Кёнигсберг в 1626 г.
В 1626 г. поступил в Кёнигсбергский университет по направлению теологии, затем перешёл на факультет изящных искусств и занялся изучением древних языков, риторики и поэзии. Одновременно давал частные уроки и начал сочинять стихи. Самые ранние сохранившиеся произведения относятся к 1630 г. После окончания учёбы в 1633 г. стал учителем соборной школы, в 1636 г. – заместителем директора.
С начала 1630-х гг. Дах, откликаясь на заказы и просьбы о стихотворениях на случай, всё чаще обращался к поэзии. Автор около полутора тысяч стихотворений, зачастую написанных по конкретным поводам, прежде всего на свадьбу или погребение. Поэзия Даха жанрово разнообразна: послания, посвящения, духовные и светские песни и гимны. От александрийского стиха, доминировавшего в его ранних произведениях, позднее перешёл к простой песенной строфе.
Многие знаменитые произведения С. Даха родились в союзе с музыкантами И. Штобеусом (1580–1646) и Г. Альбертом (1604–1651). В 1635 г. в соавторстве с Г. Альбертом создал музыкально-драматическую аллегорию «Клеомед: наидостойнейший и достославнейший верный пастырь Польской короны» («Cleomedes: Der Allerwehrteste- vnd Lobwürdigste Trewe Hirt der Kron Pohlen») по случаю пребывания в Кёнигсберге польского короля Владислава IV Вазы. В произведении в мифологической форме изображена битва «хорошего» короля против «плохих» правителей (русских и турок, представленных в образе сатиров). Пьеса завершается появлением Меркурия, объявляющего о воле богов положить конец военным распрям и обратиться к миру; события отсылают к завершению русско-польской войны 1632–1634 гг. и подписанию Поляновского мира 1634 г.
Самое знаменитое произведение С. Даха – свадебная песня для Й. Портатиуса (Портация) и А. Неандер из Тарау (ныне посёлок Владимирово, Калининградская область), известная под названием «Анхен из Тарау» («Anke van Tharaw», 1636; опубликована в 1642 Г. Альбертом вместе с сочинённой им мелодией) и оказавшая значительное влияние на развитие народной немецкой песни. Позднее И. Г. Гердер включил текст песни в сборник «Голоса народов в песнях» («Stimmen der Völker in Liedern», 1778–1779), напечатав его в двух вариантах – в оригинале (на нижненемецком диалекте) и в переводе на верхненемецкий язык («Ännchen von Tharau»). В переводе Гердера «Анхен из Тарау» вошла в сборник К. Брентано и Л. Й. фон Арнима «Волшебный рог мальчика».
В 1636 г. вместе с друзьями из бюргерской учёной и музыкально-поэтической среды С. Дах организовал музыкально-литературный кружок «Общество ревнителей бренности» («Gesellschaft der Sterblichkeit Beflissener», 1636–1641), собрания которого проходили в украшенной тыквами беседке («Тыквенной хижине») в саду, принадлежавшем Г. Альберту. Члены содружества в разговорах и музыкально-поэтических произведениях обращались к барочной идее бренности и быстротечности земной жизни, одновременно поддерживая «настроения общественного согласия и социально-духовного соучастия» (Гильманов. 2007. C. 197). Позднее, около 1650 г., С. Дах создал проникновенное поминально-памятное стихотворение «Плач об окончательном упадке и разрушении музыкальной тыквенной хижины от 13 января 1641 года» («Klage über den endlichen Untergang und Ruinierung der Musikalischen Kürbishütte vom 13. Januar 1641») – элегию, написанную александрийским стихом.
В 1638 г. в честь визита в Кёнигсберг Георга Вильгельма Бранденбургского Дах сочинил поэтическое приветствие изысканного стиля, представляющее собой чередование пространных поэтически-мифологических частей и вставных песен, выполненных в народном духе. В 1639 г. по настоятельной рекомендации курфюрста Дах получил место профессора поэзии в Кёнигсбергском университете; в 1640 г. защитил магистерскую диссертацию по поэтике. В 1644 г. в связи со 100-летием со дня основания университета Дах сочинил пьесу «Пруссиархус, или Сорбуиса» («Prussiarchus oder Sorbuisa», 1645), которая аллегорически изображала и одновременно толковала историю Пруссии. В 1656 г. избран ректором. В 1658 г. курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм подарил С. Даху имение Куйкайм под Кёнигсбергом (ныне посёлок Баевка, Калининградская область).
С. Дах был известен во всей Германии, хотя при жизни его произведения не издавались в виде собраний сочинений. Часть стихов (около 120) вошла в восемь сборников, изданных Г. Альбертом в 1638–1650 гг. под названием «Арии, или Мелодии» («Arien oder Melodeyen»).
Стихи С. Даха положили на музыку И. С. Бах (хоралы «Ich bin ja, Herr, in deiner Macht» BWV 345, 464; «O wie selig seid ihr doch, ihr Frommen» BWV 495), Р. Штраус («Песнь дружбы» – «Lied der Freundschaft» и «Танец невесты» – «Der Brauttanz» из Трёх мужских хоров op. 45, 1899).