Чжэдунская школа
Чжэду́нская шко́ла ( 浙东史学, пиньинь Zhèdōng shǐxué, буквально – Восточно-Чжэцзянская историографическая школа; Чжэдунская научная школа, 浙东学派, пиньинь Zhèdōng xuépài), широкое понятие современной китайской историографии. В максимальном расширении под Чжэдунской школой понимают различные школы мысли эпохи Сун (960–1279), Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912), представители которых происходили из Восточного Чжэцзяна или творили на этой территории. Чаще всего имеются в виду философы, филологи и историки 17–19 вв., происходящие из Шаосина и Нинбо на востоке провинции Чжэцзян. Это направление обобщённо именуется историографической школой, поскольку все её представители прославились как специалисты в области интеллектуальной и культурной истории, а также эпиграфики и источниковедения. Её основателем считается Хуан Цзунси.
Хуан Цзунси, благодаря своему труду «Разбор учений конфуцианцев эпохи Мин» (Мин жу сюэань), считается зачинателем интеллектуальной истории Китая. Он описал деятельность более 200 учёных эпохи Мин и школы, которые они представляли. В конце жизни он предпринял аналогичный труд по истории конфуцианства эпох Сун и Юань, но не успел его завершить. Однако историография была меньшим из круга его постоянных занятий. Его младшими современниками и учениками были братья Вань Сыда (1633–1683) и Вань Сытун (1638–1702). Вань Сыда посвятил жизнь изучению «И цзина», тогда как Вань Сытун пронёс через всю жизнь интерес к причинам падения династии Мин и стремление написать её историю. Отказавшись от сдачи государственных экзаменов, Вань Сытун дважды отклонял приглашения в правительственное бюро по составлению истории династии Мин (в 1678 и 1679), но затем работал в нём частным образом, чтобы иметь доступ к историческим источникам для собственного труда «Всеобщее зерцало династии Мин», не дошедшего до наших дней. Библиограф Цюань Цзуван (1705–1755) посвятил свою жизнь приведению в порядок и пропаганде сочинений Хуан Цзунси, а также завершил «Разбор учений конфуцианцев Сун и Юань».
Своеобразным было положение Чжу Чжиюя (Чжу Шуньшуя, 1600–1682), который ещё в 1645 г. посетил Японию, пытаясь привлечь внешние силы для обороны Китая от маньчжуров. В 1659 г., получив приглашение князя Токугавы Мицукуни, он окончательно эмигрировал в Японию, где положил начало проекту составления «Истории Великой Японии» (Дай Нихон си), написанной по шаблонам классической китайской историографии. Он также активно пропагандировал в Японии неоконфуцианство.
Считается, что Хуан Цзунси и Вань Сытун заложили основу новой методологии исторической науки, которую разрабатывали учёные Чжэдунской школы. Кульминации методология истории достигла в трудах Чжан Сюэчэна, объявившего конфуцианский канон историческим источником, принадлежавшим определённой эпохе в развитии общества.
Шао Цзиньхань (1743–1796) входил в издательский комитет императорской библиотеки-серии Сыку цюаньшу, заняв пост главного редактора исторического отдела, а также руководил извлечением утраченных исторических сочинений из энциклопедии Юнлэ дадянь. Яо Чжэньцзун (1842–1906) прославился как библиограф и комментатор памятника «Хань шу».
Редакторские работы Сунь Ижана считались вершиной развития традиционной китайской текстологии. Всего он осуществил 35 изданий классических текстов, из которых выделялось издание древнего памятника «Мо-цзы», которым он занимался в 1873–1894 гг. (2-е, дополненное издание 1907). В этих изданиях были учтены все существующие комментарии, Сунь Ижан также реконструировал биографию Мо-цзы и попытался определить даты его жизни. Сунь Ижан учёл все высказывания, приписанные основателю учения другими авторами и привёл полную подборку ссылок на его тексты в древнекитайской литературе. Он также осуществил образцовые для своего времени издания конфуцианских канонов «Чжоу ли» и «Шан шу» («Шу цзин»).
Из Чжэцзяна происходил знаменитый филолог Юй Юэ (1821–1907), который более 30 лет был наставником в Гуцзинской академии, основанной в Ханчжоу Жуань Юанем (1764–1849). Самым знаменитым из его учеников был Чжан Бинлинь (Чжан Тайянь). Первоначальным обучением Чжан Бинлиня занимался его дед – Чжу Юцянь, который привил ему почтение к Гу Яньу и Ван Фучжи.
Среди российских исследователей выделение Чжэдунской школы было предметом дискуссий. Б. Г. Доронин (1928–2021) активно критиковал построение китайской историографии, в которой фигуры Хуан Цзунси, Гу Яньу и Ван Фучжи объединены термином «просветители», а Чжэдунская школа рассматривалась как оппозиционная маньчжурскому политическому режиму, которая сумела сохранить и приумножить лучшие достижения национальной исторической науки Китая. Доронин отмечал, что единственным основанием для выделения Чжэдунской школы являются земляческие связи, а не доктринальные особенности или специфика изучаемого предмета. Во многом это понятие является искусственно сконструированным, а причисляемые к нему учёные далеко не всегда были известны своим современникам. Их оппозиционерская позиция также нуждается в доказательствах, учитывая, что подавляющее большинство представителей Чжэдунской школы дожили до весьма преклонных лет (Доронин. 2002. С. 36–38).
В мае 2020 г. постановлением Чжэцзянского народного правительства Чжэдунская школа была включена в список первых 20 объектов культурного наследия провинции Чжэцзян. Гробница Цюань Цзувана в Нинбо также входит в этот список.