Чжан Даолин
Чжан Даоли́н (张道陵, пиньинь zhāng dàolíng, также Чжан Лин, 张陵, пиньинь zhāng líng) (ум. 156), основатель даосской школы «Небесных наставников» (天师道) и её первый патриарх.
Чжан Даолин – один из первых лидеров религиозного даосизма в Китае. Бо́льшая часть его биографии носит легендарный характер, сведения о нём в официальных исторических хрониках скудны. Будучи родом из удела Пэй (в нынешней провинции Цзянсу на востоке Китая), бо́льшую часть жизни он провёл на юго-западе, в Шу (на территории нынешней провинции Сычуань). По данным агиографического сборника «Шэньсянь чжуань» (4 в.), едва ли достоверным, учился в императорском училище Тайсюэ и был знатоком пяти конфуцианских канонов.
Проповедь Чжан Даолина основывалась на откровении, которое он, по преданию, получил от Лао-цзюня (обожествлённого философа Лао-цзы) в горах Хэминшань (в Шу, точное расположение неизвестно). Был странствующим целителем, использовал амулетную магию, а также проповедовал излечение верой, предполагая, что болезни представляют собой следствие греха, а искреннее раскаяние – шаг к исцелению. В 120–140-х гг. основал на периферии империи, на западе Шу, религиозную общину, в составе которой были не только ханьцы, но и представители других этнических общностей.
Учение его последователей носило черты милленаризма. Они верили, что после падения дома Хань наступит эра Великого равновесия (Великого спокойствия, Тай пин), и полагали, что спасение в грядущих бедствиях и благополучное достижение Великого равновесия возможно только внутри общины. Предполагалось, что каждому члену общины доступен контроль над незримыми духами.
Чжан Даолин считается первым патриархом школы Небесных наставников. Следующими её патриархами были его сын Чжан Хэн и внук Чжан Лу (вместе с Чжан Даолином известны как «Три Чжана»). От Чжан Даолина ведут род и следующие патриархи Небесных наставников – высшая иерархия школы была наследственной. Во времена Чжан Лу школа стала известна также как «Путь пяти ковшей риса» (五斗米道) по размеру вступительного взноса. При Чжан Лу на базе движения Небесных наставников в Шу было основано теократическое государство, просуществовавшее около 30 лет (до 215, когда оно было подчинено царством Вэй).
В числе божеств, которым поклонялись в школе Небесных наставников, был Лао-цзюнь. Чжан Даолину или его внуку Чжан Лу приписывают авторство «Лао-цзы Сян Эр чжу» (老子想尔注), самого раннего религиозного комментария к «Дао дэ цзину», созданного в традиции школы Небесных наставников.
На образе Чжан Даолина основан культ Небесного наставника Чжана (Чжан Тяньши), победителя и повелителя нечисти, в даосизме и народных верованиях.