«Шэньсянь чжуань»
«Шэнься́нь чжуа́нь» (кит. 神仙传, пиньинь shénxiān zhuàn, «Жизнеописания святых-бессмертных», «Предания о святых-бессмертных»), агиографический памятник раннесредневекового даосизма, в основе которого лежит текст, составленный алхимиком Гэ Хуном. Текст носит компилятивный характер. Гэ Хун, как подтверждают источники [первый из них – написанный в 5 в. комментарий Пэй Сунчжи к «Сань го чжи» (三国志, «Истории Трёх царств», 3 в.)], действительно составил свод житий бессмертных под названием «Шэньсянь чжуань», но определить, в какой мере его содержание совпадает с дошедшим до нас одноимённым текстом, не представляется возможным. Несомненна его смысловая связь с другой работой Гэ Хуна – первой частью трактата «Баопу-цзы» (抱朴子, «Учитель, объемлющий первозданную простоту»), бо́льшая часть которой посвящена обоснованию и описанию алхимических практик, включая макробиотические.
На протяжении своей долгой истории текст «Шэньсянь чжуань» включал от почти 70 до почти 200 биографий, существуя в нескольких версиях; он многократно подвергался редактуре. Дошедший до нас текст, скорее всего, был восстановлен в 16 в. по сохранившимся в других памятниках отрывкам. Современные издания по большей части основываются на редакции, включающей 84 биографии в 10 цзюанях (свитках) и сохранившейся в составе «Сыку цюаньшу» (四库全书, «Полного собрания книг по четырём разделам», 1772–1787 гг.). До нас дошло авторское предисловие Гэ Хуна к «Шэньсянь чжуань», подлинность которого также ставится под сомнение.
И в подборе материала, и в структурировании повествования составитель «Шэньсянь чжуань» ориентировался на более ранний агиографический сборник – «Лесянь чжуань» (1 в. до н. э. или 2 в. н. э.), стремясь создать более полную и современную версию, включающую биографии популярных во время его написания персонажей. В предисловии составитель сетует на излишнюю краткость биографий в «Лесянь чжуань» и выражает желание преодолеть этот недостаток в своей работе.
Существенное место в «Шэньсянь чжуань» уделено биографиям знатоков алхимии, добившихся бессмертия или долголетия с помощью изготовления чудесного эликсира. Среди них есть как легендарные, так и исторические, в том числе знаменитый алхимик Вэй Боян (2 в.). Памятник включает также биографии деятелей, стоявших у истоков даосизма как организованной религиозной традиции, в частности основателя школы Небесных наставников – полулегендарного Чжан Даолина (1–2 вв.) и мага и мистика Гэ Сюаня (ум. 244), двоюродного деда Гэ Хуна. О временно́м отрезке, на который приходилась жизнь бессмертных среди людей, в книге сообщается редко, а о регионе, в котором они действовали, напротив, практически всегда.
Составитель «Шэньсянь чжуань» постулирует существование нескольких разрядов бессмертных: 1) небесных, которые способны жить в небесах и включены в систему небесной бюрократии, 2) земных, которые проводят время в странствиях по священным горам, и 3) обретших бессмертие только после смерти своего физического тела, – этот разряд считается низшим. Такое же деление содержится во «Внутренних главах» энциклопедического трактата «Баопу-цзы», написанного Гэ Хуном.
В «Шэньсянь чжуань» вошла также биография древнекитайского философа Мо Ди (Мо-цзы), основателя моизма – школы, чья прагматическая ориентация была мало совместима с современными ей даосскими учениями. «Шэньсянь чжуань» приписывает Мо Ди авторство эзотерического трактата о пяти элементах, а также отшельничество в горах, в результате которого философ получил статус «земного бессмертного». Появление Мо Ди в «Шэньсянь чжуань» – часть процесса, в ходе которого произошло присвоение наследия моизма даосской традицией. В рамках этого же процесса в эпоху Мин (14–17 вв.) моистские трактаты, объединённые названием «Мо-цзы», были включены в даосский канон «Дао цзан» (道藏, «Сокровищница Дао»).
«Шэньсянь чжуань» повлиял на становление дальнейшей даосской агиографии.
В различных редакциях памятник был полностью переведён на современный китайский, японский, немецкий и английский языки. Неоднократно переводились и его фрагменты.