Буто
Бу́то (греч. Βουτώ; современное арабское название – تلّ الفراعين, Телль-эль-Фарайн или Ком-эль-Фарайн, «Холм фараонов»), одно из древнейших городских поселений в Египте и основных местонахождений культуры Маади. Расположено на северо-западе дельты Нила, примерно в 40 км от современного побережья Средиземного моря и около 20 км к югу от озера-лагуны Буруллус (мухафаза Кафр-эш-Шейх). Поселению соответствуют топонимы Пе, Деп и Джебаут, известные по надписям на костяных ярлыках и оттисках цилиндрических печатей додинастической и архаической (Раннего царства) эпох Древнего Египта. Очевидно, они относились к составным частям Буто (Джебаут – к святилищу с цаплей и бегущим быком). Согласно египтологической традиции, пока не получившей бесспорного археологического подтверждения, в Буто находилась столица додинастического «северного» царства. Наряду с верхнеегипетским Нехеном (Иераконполем) она сыграла важнейшую роль в территориально-политическом объединении архаического Египта. В период Старого царства Буто, видимо, пришло в упадок; в письменных источниках Среднего царства не отмечено. Со времён Рамессидов (13–11 вв. до н. э.; Новое царство) называлось Пер-Уаджет – «Дом (богини-кобры) Уаджет», или Уто, от которого, скорее всего, произошло греческое название Буто. В иероглифическом письме кобра Уаджет и стервятник Нехбет [богиня г. Энхаб (Нехеб), расположенного напротив Нехена на противоположном, восточном, берегу Нила] символизировали царское имя Небти («Двух Владычиц»), входившее в официальную титулатуру фараонов. Буто располагалось в VI (Ксоисском) номе Нижнего Египта. У Клавдия Птолемея упомянуто как центр Фтенотского нома Низовья (дельты Нила), у Геродота – в связи с находившимся в городе «самым правдивым» (История. II. 152) в Египте оракулом богини Латоны (Лето), у Страбона – с указанием на того же оракула.
Географическое положение Буто установил Ф. Питри в 1886 г. Раскопки канадского археолога Ч. Каррелли в 1904 г., лондонского Общества по изучению Египта (М. В. Сетон-Уильямс, Д. Чарлзуэрт) в 1960-х гг. С 1983 г. – исследования Немецкого археологического института (геолого-археологическая разведка, с 1985 – раскопки; Т. фон дер Вай, Д. Фальтингс, У. Хартунг), в том числе при участии других организаций [миссия университета Пуатье (П. Балле) и др.]. Нижние слои залегают глубже современного уровня грунтовых вод, поэтому до 1980-х гг. исследования ограничивались пластами позднеегипетского и последующих периодов. Благодаря использованию моторизованных вакуумных насосов Немецкий археологический институт перешёл к изучению отложений додинастического и раннединастического времени.
Общая площадь памятника около 1 км2 (обследована частично), мощность напластований до 24 м. Основные 7 слоёв соотносятся с четырьмя этапами истории Древнего Египта: I–II (2-я половина 4-го тыс. до н. э.) – додинастический период (культура Маади); III–V (конец 4-го – начало 3-го тыс. до н. э.) – протодинастический (преимущественно фаза Нагада III) и архаический периоды; VI (2-я четверть 3-го тыс. до н. э.) – Старое царство; VII (7–4 вв. до н. э.) – Поздний период. Также выявлены остатки построек эллинистического и римского времени. Памятник представлен тремя крупными холмами (комами) [Ком А (северный) и Ком С (южный) составляли жилой сектор (к первому прилегало кладбище греко-римского периода), на Коме В находился храм (к востоку от Кома А)] и несколькими небольшими возвышениями.
Город зародился в 4-м тыс. до н. э. (не позднее периода Нагада IIb; по версии У. Хартунга, в 1-й половине 4-го тыс. до н. э., Нагада I) на т. н. «черепашьей спине» – гезире, плейстоценовом или раннеголоценовом наносном песчаном холме, возвышавшемся над аллювиальной равниной. На начальном этапе истории Буто (пик Фландрской трансгрессии) окружающая равнина, возможно, была затоплена морской водой, а поселение могло являться портом. В нижних слоях обнаружены постройки, изделия, в том числе медные, характерные для культуры Маади. По аналогиям орнаментированной керамики, каменных орудий, элементов архитектурного декора для 2-й половины 4-го тыс. до н. э. прослежены тесные связи Буто с территориями Палестины, Сирии (Амук) и, через посредничество последней, Месопотамии урукского периода.
Слой IIIа («переходный»; около 33 в. до н. э.) связывают с распространением в Буто верхнеегипетской культуры фазы Нагада IId. На юго-западе Кома А располагалось крупное здание («дом-лабиринт», или «царское имение») из сырцового кирпича, дерева и камня, шириной до 50 м (длина не установлена, т. к. часть сооружения уходит под современную застройку), окружённое кирпичной стеной. Возведено, предположительно, в начале I династии, к концу правления которой перестроено и, вероятно, расширено; в конце царствования II династии уничтожено пожаром. В период максимального развития комплекс включал частные покои, мастерские, склады, возможно, культовые помещения; вход – в виде длинного, несколько раз изгибавшегося под прямым углом коридора от двери до центрального «приёмного покоя». Точный статус постройки неизвестен. К середине 3-го тыс. до н. э. жизнь в Буто по какой-то причине замерла и возобновилась только к концу 2-го тыс. до н. э., особенно активизировавшись с конца 8 в. до н. э. до римского периода.
На западе Кома А выявлены остатки домов из красного кирпича 2 в. до н. э. – 4 в. н. э. В них примечательны находки каменных сосудов времён I династии (видимо, были извлечены населением из древнейших слоёв). Поблизости – одновременное жилищам кладбище, которое сильно повредили позднейшие добытчики себаха. Захоронения в ямах в керамических гробах, иногда представлявших собой два состыкованных широкими горловинами больших сосуда, детские – в амфорах с отколотым верхом для помещения умерших; ориентация в основном головой на восток. На севере Кома А в 3-й трети 1-го тыс. до н. э. – 1-й трети 1-го тыс. н. э. располагались круглые в плане кирпичные гончарные печи.
На «Английском коме» (между Комами А и B) в течение 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. находилась городская баня из кирпича и камня, площадью около 25 × 20 м. Первоначальное сооружение в греческой традиции (с круглыми помещениями в виде толосов с сидячими ваннами вдоль стен) просуществовало примерно до 2-й половины 2 в. н. э. Затем его сменили римские термы с печами, подогреваемым полом (гипокауст) и отхожими местами [по данным французских исследователей, уникальный комплекс для Египта начала новой эры (Redon B. The Baths of Buto / B. Redon, G. Lecuyot // Egyptian Archaeology. 2012. № 40. P. 16)].
Каменный храм на Коме B связывают со святилищем Лето (Уаджет), описанным Геродотом (История. II. 155–156). Был возведён, вероятно, в Поздний период. Территория храма площадью до 6 га (около 300 × 200 м) была обнесена высокой кирпичной стеной (сохранилась на высоту более 10 м), главный вход находился с западной стороны, куда вёл проход между Комами А и С. Внутри ограды располагались два колодца с лестницами, возможно служившие ниломерами; найдены царские стелы и статуи (Тутмоса III, Рамсеса II и др.). «Стела сатрапа» (311 до н. э.) сообщала о передаче Птолемеем, сыном Лага, храмам Буто (очевидно, в том числе и расположенному на Коме В) владений под названием «Земля Уаджет». При римлянах храм потерял своё значение, его частично демонтировали. К 4 в. н. э. население Буто значительно сократилось, в 6 в. жители, по-видимому, покинули город.