Бурунди. Хозяйство. Общая характеристика
О́бщая характери́стика хозя́йства Буру́нди. Бурунди – одна из пяти беднейших стран Африки (наряду с Сомали, Мозамбиком, Мадагаскаром и Сьерра-Леоне, 2020), обладающая одной из наименее развитых экономик мира. По характеристике Всемирного банка, Бурунди относится к странам с низким уровнем дохода [240 долларов США на душу населения в текущих ценах; 774,5 долл. на душу населения по паритету покупательной способности (ППС); 2021] и высоким уровнем внешней задолженности [923 млн долл., или 33,2 % валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021].
Объём ВВП по официальному курсу 3,3 млрд долл. США (2022; 3,1 в 2015; 2,0 в 2010; 1,1 в 2005), по ППС – 10,8 млрд долл. (2022; 8,6 в 2015; 5,8 в 2010; 4,2 в 2005). ВВП на душу населения по официальному курсу 259,0 долл. (2022; 222,7 в 2010; 151,2 в 2005; 69,4 в 1970), по ППС – 836,5 долл. (2022; 630,4 в 2010; 567,7 в 2005).
По индексу человеческого развития (ИЧР) государство занимает 187-е место из 193 (0,42 в 2022), его доля в мировом ВВП составляет 0,01 % (2022). Рейтинг экономической свободы Бурунди – 38,4 (2023; 45-е место в регионе Африки южнее Сахары и 171-е место в мире). Согласно докладу Всемирного банка Doing business 2021, страна находится на 166-м месте среди 190 экономик мира по условиям для ведения бизнеса.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 0,2 % ВВП (2018). Законодательство Бурунди предусматривает единый правовой режим для национальных и иностранных инвесторов. Привилегированным режимом пользуются иностранные предприятия, деятельность которых является ключевой для развития приоритетных отраслей национальной экономики.
Гражданская война 1993–2005 гг. и политический кризис 2015 г. оказали на экономику Бурунди разрушительное влияние. Современная экономика страны характеризуется внутренним (бюджетный дефицит) и внешним (платёжный баланс) макроэкономическим дисбалансом, сопровождающимся малым объёмом накоплений и высоким уровнем безработицы. Национальное хозяйство носит ярко выраженный аграрно-сырьевой характер. Подавляющая часть экономически активного населения связана с архаичными формами земледелия и скотоводства. Бурунди специализируется на производстве кофе (преимущественно арабики; главная статья экспорта – 80 %, основной источник получения валюты), хлопка и чая. Помимо кофе, хлопка и чая, страна экспортирует минеральное сырьё.
Из-за колониального наследия, затяжных периодов гражданской войны и политической нестабильности с 1962 г. стране не удалось добиться больших успехов в реформировании экономики. Тем не менее объём ВВП растёт и составляет 3,3 млрд долл. (2022; 3,1 в 2015; 2,0 в 2010; 1,1 в 2005; 0,9 в 2000; 0,2 в 1962). С внедрением новых товарных культур стала возможной диверсификация сельского хозяйства (производство цветов и лекарственных растений), были созданы новые отрасли обрабатывающей промышленности (переработка фруктов и овощей, производство сахара и др.), улучшилась дорожная инфраструктура (протяжённость автодорог выросла с 6,2 тыс. км в 1970-х гг. до 11,5 тыс. км в 2020).
В 2005 г. в рамках «Инициативы бедных стран, обременённых долгами» (Heavily Indebted Poor Countries Initiative) с Бурунди был списан внешний долг (826 млн долл.; 85 % списано международными организациями, посчитавшими динамику проведения экономических реформ и стабилизации экономики в Бурунди удовлетворительной).
В 2006 г. в Бурунди был подготовлен первый из одноимённой серии документ – «Стратегия сокращения бедности» (Poverty Reduction Strategy Paper, PRSР). Одним из шагов к решению экономических проблем стало вступление Бурунди в 2007 г. в Восточноафриканское сообщество (ВАС). Страна получила возможность расширить квоту производства экспортной сельскохозяйственной продукции и частично решить проблему избытка рабочей силы за счёт миграции населения в другие страны ВАС.
В 2012 г. правительство Бурунди начало реализацию второй программы из серии PRSР; были намечены приоритетные направления для защиты сельскохозяйственного сектора от внешних потрясений и повышения его доходности, включая обеспечение доступности сельскохозяйственной техники и удобрений, восстановление лесов и пастбищ, посадку засухоустойчивых зерновых культур и поддержку исследований в области сельского хозяйства.
С началом политического кризиса в 2015 г. экономическая ситуация в стране резко ухудшилась: жизнь в Бужумбуре – деловой столице Бурунди (70 % экономической активности страны) – была парализована на несколько месяцев, торговля с регионами нарушилась. По оценкам правительства страны, ущерб от кризиса составил 32,7 млн долл.
Рост ВВП в 2015 г. сменился падением, составив –7,4 %, что переместило Бурунди на 1-е место в мире по уровню бедности. Сбор налогов в 2015 г. упал на 10 %, объём экспорта снизился до 118,7 млн долл. (на 7 %), импорт – до 708,7 млн долл. (на 5,2 %). Бюджет правительственных расходов сократился на 46 %, дефицит бюджета составил 891 млн долл. (2016).
После кризиса в Бурунди в 2015 г. Нидерланды, Германия и Бельгия остановили двусторонние программы сотрудничества. В 2016 г. ЕС прекратил предоставление стране финансовой помощи (на 2014–2020 для целей развития планировалось выделить 432 млн евро), что стало чувствительным ударом для экономики Бурунди. Сельское хозяйство пришло в упадок, начался вынужденный импорт кукурузы из соседних Руанды и Танзании.
Крупнейшие государственные компании Бурунди (2021): Burundi Airlines (2021; пассажирские авиаперевозки), OTB (1971; производство чая), RTNB (ведёт историю с 1960, запущена в 1975; телерадиовещание), RNP (1991; почтовые услуги), COGERCO (1947; производство хлопка). Крупнейшая частная компания – Interbank Burundi (1992; банковские услуги).
Среднегодовой прирост ВВП отрицателен: –3,3 % (2020; –4,0 % в 2015; 5,1 % в 2010; 3,8 % в 2009; 4,9 % в 2008; 3,4 % в 2007; 5,4 % в 2006; 4,4 % в 2005; 2,3 % в 1980–1986; 3,6 % в 1965–1980).
Хроническая несбалансированность государственных доходов и расходов приводит к дефициту национального бюджета (8,7 % ВВП в 2020; 4,2 % в 2019). Дефицит платёжного баланса 19,1 % (2020; 17,8 % в 2019). Уровень инфляции 7,6 % (2020; –0,7 % в 2019). Золотовалютные резервы (млн долл. США по текущему курсу) – 90,3 (2020; 315,7 в 2015; 332,1 в 2010).
Бурунди – страна-реципиент; гражданская война 1993–2005 гг. сделала её одной из самых зависимых от иностранной помощи в мире (42 % национального дохода, 70,4 долл. США на душу населения в 2019). Официальная помощь развитию – 0,6 млрд долл. (2019; 0,4 в 2015; 0,5 в 2010). Основные кредиторы и спонсоры: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский союз, Африканский банк развития; отдельные страны – США, Бельгия, Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды. Прямые иностранные инвестиции составляют 1,0 млн долл. (2019; 0,9 в 2018), внешний долг – 18,4 % ВВП, или 1 млрд долл. (2020; 19,1 %, или 0,6 млрд в 2019; 14,9 %, или 0,7 млрд в 2015).
Основные структурные проблемы страны – дефицит торгового баланса, высокий уровень бедности населения и безработицы, недостаточный объём инвестиций, значительный внешний долг, ухудшение состояния окружающей среды (вырубка лесов, эрозия почв и т. д.).