Безнационализм
Безнационали́зм, политическая доктрина, предполагающая стирание культурных, национальных и политических границ и последующее объединение человечества в единую политико-культурную общность. Зародившись в рамках Всемирной вненациональной ассоциации (эсперанто Sennacieca Asocio Tutmonda, SAT), безнационализм так и не был признан официальной идеологией организации и не стал одним из атрибутов эсперантистского движения.
История
Возникнув в рамках SAT в 1921 г., безнационализм первоначально не был полностью оформленной концепцией, из-за чего воспринимался как внутренняя идея эсперанто. Со временем он начал оформляться в полноценную политическую доктрину, чему способствовал выход ряда программных статей за авторством Эжена Ланти (настоящее имя Адам Ланти), которого принято считать его основателем, публикация в 1924 г. брошюры эсперантиста Виктора Колчинского «А. Б. В. безнационализма» (эсперанто «A.B.C. de Sennaciismo») и, наконец, издание в 1928 г. книги Э. Ланти «Рабочий эсперантизм» (эсперанто «La Laborista Esperantismo»), в которой одна из глав является полноценным манифестом безнационализма.
При этом безнационализм не стал официальной идеологией SAT и привёл к внутренним конфликтам между безнационалистами и сочувствовавшими им анархистами, коммунистами и социалистами, придерживавшимися интернационализма. Апогеем полемики стал изданный в 1931 г. «Манифест безнационализма» (эсперанто «Manifesto de la Sennaciistoj»). Данная полемика продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны и прекращения деятельности SAT.
В рамках возрождённой в 1948 г. SAT была образована новая безнационалистическая фракция, инициировавшая 2 переиздания «Манифеста безнационализма» в 1951 и 1971 гг. соответственно. «Холодная война» и установление английского как языка межнационального общения подорвало позиции эсперантистов – и безнационалистов в частности, – ввиду чего движение практически не было активно в 1980-е и 1990-е гг.
Последний крупный всплеск активности безнационалистов имел место в 2001 г. на конференции SAT в венгерском Надьканиже, когда была восстановлена их фракция и издана новая «Декларация о безнационализме» (эсперанто «Deklaracio pri Sennaciismo»), в частности несколько изменившая подход к популяризации: если основатель безнационализма Э. Ланти считал бессмысленным его пропаганду вне сообщества эсперантистов, то современные безнационалисты, напротив, позиционируют безнационализм как один из способов привлечения новых людей в ряды эсперантистов.
Основные постулаты безнационализма
Необходимость исчезновения всех стран и границ. Понятия «страна» и «государство» для безнационалистов тождественны и рассматриваются как суверенные независимые союзы, преследующие свои эгоистические узконациональные интересы, что приводит к конфликтам и непрекращающейся напряжённости в мире. Решением этого стало бы создание единого общепланетарного государства и единой мировой нации, способной целиком и полностью обратиться к классовой борьбе.
Формирование вслед за государством единой системы мирового хозяйства и рационального использования энергии и ресурсов во благо человечества, а не отдельных наций и государств.
Унификация всех систем мер и весов, поскольку отдельные системы приводят к экономическому обособлению территорий и образованию наций и государств.
Постепенное введение в повсеместное употребление эсперанто как нейтрального безнационального языка с целью его превращения в единственный язык общемировой культуры (Decentring the Avant-Garde. 2014).
Безнационализм vs интернационализм
Основной конфликт между безнационализмом и марксистским интернационализмом, зародившийся в 1920-е гг., касается вопросов допустимости существования отдельных наций, культур и национальных языков. Несмотря на близость идей интернационализма (в частности, идеи К. Каутского о необходимости единого мирового языка) к безнационализму, последний радикально отвергает саму возможность сохранения наций, отдельных языков и культур.
В частности, в «Манифесте безнационализма» заявляется, что «национальные языки, национальные культуры и другие национальные предметы поклонения должны полностью исчезнуть» (Manifesto... 1931. P. 8), поскольку все эти атрибуты тормозят развитие классовой борьбы и формирование единого всемирного сообщества. Интернационалисты в SAT, в свою очередь, обвиняли безнационалистов в проимпериалистичности, заявляя, что безнационализм лишь очередной метод порабощения отдельных народов и культур.
По состоянию на 2023 г. безнационализм является крайне малораспространённой идеей, существующей лишь в рамках сообщества эсперантистов. Фактическое оформление английского как мирового языка, распространённость мультикультурализма и внимания к культурам меньшинств предопределили маргинальность безнационализма как ассимиляционной концепции, отвергающей малые идентичности.