Берберов Ростислав Николаевич
Бербе́ров Ростисла́в Никола́евич [28.3.1921, село Кондрово (Кондырево) Медынского уезда Калужской губернии, ныне г. Кондрово Дзержинского района Калужской области – 5.5.1984, Москва], российский музыковед, педагог.
Из семьи рабочего. В 1941–1948 гг. студент Московской консерватории (не окончил из-за болезни), учился у Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, С. С. Богатырёва, Ю. В. Келдыша, В. Э. Фермана. Во время эвакуации консерватории в Саратов в годы Великой Отечественной войны общался с Б. Л. Яворским, который оказал на него большое творческое влияние. В 1957 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс П. Г. Козлова). В 1953–1967 гг. работал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке), с 1957 г. до конца жизни – в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (доцент с 1971), где преподавал музыкально-теоретические дисциплины. Как педагог обладал незаурядным даром устного изложения, метафоричным образным мышлением и вместе с тем способностью к построению чётких и логичных умозаключений. Среди учеников – В. Э. Девуцкий, В. Г. Рожновский, Т. А. Диденко, И. И. Сниткова, И. П. Сусидко, В. А. Павлова.
Берберов – автор оригинальной концепции музыкальной формы, в которой получили развитие идеи Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского и В. П. Бобровского, традиционные для отечественной теории термины и понятия были переосмыслены и дополнены новыми. Взаимодействие категорий статики и динамики (в авторской лексике – «конструктивная и деструктивная форманты») рассматривал как единую систему, охватывающую все уровни музыкальной композиции: мотив, синтаксическую организацию темы, функциональный план композиции, тип изложения музыкального материала, музыкально-тематическую драматургию.
Разработал собственную теорию мотива как элемента темы, имеющего не только один метрический акцент (определение, восходящее к немецкой классической теории музыки 19 в.), но и один логический акцент («икт»), которые обычно совпадают, но могут и не совпадать друг с другом, рождая динамическое напряжение, как, например, в теме II части Фортепианной сонаты № 4 (ор. 7) ми-бемоль мажор Л. ван Бетховена. Известные 3 типа изложения (экспозиционный, развивающий и заключительный) трактовал как результат взаимодействия конструктивной и деструктивной формант, к ним добавил четвёртый – предыктовый, возникающий вследствие конфликта этих формант.
Подходы к анализу тематических процессов в музыкальной композиции дополнил концепцией «тонфабулы», понимаемой как моделирование различных жизненных процессов имманентно-музыкальными средствами. «Тонфабула» произведения обычно рождается из противопоставления, асинхронности компонентов музыкального языка или технико-композиционных приёмов – «борьбы» секвенции и каденции, диатоники и хроматики, фактурной вертикали и горизонтали, мелодии и гармонии, легато и стаккато, восходящего и нисходящего мелодического движения и др. Выдвинул понятие «облигатной тонфабулы» – смыслового потенциала, изначально присущего типовым музыкальным формам. Большой вклад внёс в разработку анализа музыки с поэтическим текстом, в теорию вокальных и инструментальных строфических форм.
Автор программы-конспекта по предмету «Анализ музыкальных произведений» (1973). В качестве внештатного редактора издательства «Музыка» подготовил 22 вступительные научные статьи к партитурам.