«Беларусьфильм»
«Беларусьфи́льм» («Беларусьфiльм»; Национальная киностудия «Беларусьфильм»), крупнейшее в Белоруссии кинопредприятие с законченным циклом производства.
Студия основана в 1924 г. как «Белгоскино»; с 1928 г. «Советская Беларусь», с 1946 г. «Беларусьфильм», с 1997 г. Республиканское унитарное предприятие «Национальная киностудия "Беларусьфильм"».
Старейшая киностудия Белоруссии. Располагается в Минске (проспект Независимости, 98). Выпускает игровые (полнометражные и многосерийные телевизионные), документальные и анимационные фильмы. Студии также принадлежит загородная площадка для натурных съёмок (Минская область, Смолевичский район). Генеральный директор – В. М. Карачевский (с 2018).
Днём основания киностудии считается 17 декабря 1924 г., когда СНК Белорусской ССР обнародовал постановление «Об урегулировании кинодела БССР». На основании постановления было организовано Управление по делам кино при Народном комиссариате просвещения БССР – «Белгоскино», что позволило уже в 1925 г. создать первые белорусские фильмы (хроникальные очерки о жизни республики).
Первой игровой картиной, снятой под маркой «Белгоскино», стала «Лесная быль» Ю. В. Тарича (1926). В основу сценария легла повесть «Свинопас» Михася Чарота (настоящая фамилия М. С. Куделька). Однако из-за отсутствия в республике собственной киносъёмочной базы игровые фильмы студии «Белгоскино» в 1926–1927 гг. снимались в Москве. Основанная в 1928 г. киностудия «Советская Беларусь» фактически располагалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Так, например, именно под маркой студии «Советская Беларусь» вышли на экраны первые фильмы режиссёра И. М. Анненского – «Медведь» (1938) и «Человек в футляре» (1939). В 1920 – 1930-е гг. на студии «Советская Беларусь» в Ленинграде и Москве также снимали режиссёры В. Р. Гардин («Кастусь Калиновский», 1927; «Песня весны», 1929), Г. Л. Рошаль («Его превосходительство», 1927), В. В. Корш-Саблин («В огне рождённая», 1929; «Первый взвод», 1933; «Золотые огни», 1934; «Искатели счастья», 1936; «Огненные годы», 1939), А. М. Файнциммер («Отель "Савой"», 1929; «Поручик Киже», 1934), Е. Л. Дзиган («Суд должен продолжаться», 1930; «Женщина», 1932; оба совместно с Б. И. Шрейбером), М. Е. Вернер («Девушка спешит на свидание», 1936). Игровых фильмов, основанных на национальном материале, в тот период снималось немного, на студии работали преимущественно московские и ленинградские сценаристы, режиссёры, актёры.
Собственное помещение и производственную базу в Минске студия «Советская Беларусь» получила в 1939 г. Наиболее успешной зрительской лентой, созданной в этот период, стал фильм Корш-Саблина «Моя любовь» (1940) – один из первенцев обновлённой студии.
С 1931 г. в Минске работал сектор кинохроники, поставлявший на экраны выпуски киножурнала «Советская Беларусь». В 1935 г. преобразован в Минскую студию кинохроники.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. белорусские кинематографисты работали во фронтовых киногруппах, в Алма-Ате, где действовала Центральная объединённая киностудия. Так, Корш-Саблин снял в годы войны картины «Пчёлка» и «На зов матери» (вошли в альманах «Белорусские новеллы», 1942), «Освобождение советской Белоруссии» (документальный, совместно с Н. Ф. Садковичем, 1944) и др.
В 1946 г. киностудию «Советская Беларусь» переименовали в «Беларусьфильм». Художественное руководство студией принял Корш-Саблин (руководил в 1945–1960 и в 1969–1974). Создал фильмы: «Кто смеётся последним» (1954), «Красные листья» (1958), «Первые испытания» (1961), «Крушение империи» (1970). Среди заметных картин 1940–1950-х гг.: работы Н. Н. Фигуровского («Часы остановились в полночь», 1958), Л. В. Голуба («Дети партизана», совместно с Фигуровским, 1954; «Девочка ищет отца», 1959, – диплом и приз «Золотая пластина» на Международном фестивале фильмов о семье в Виченце, 1965).
В 1960 г. построено новое здание киностудии. В 1968 г. в её составе появились объединение телевизионных фильмов и объединение документальных фильмов «Летопись», в 1973 г. – мастерская мультипликационных фильмов.
В 1960–1970-е гг. режиссёрский штат студии пополнили выпускники ВГИКа: В. Т. Туров, Р. Н. Викторов, Б. М. Степанов, Л. А. Нечаев, В. А. Никифоров, И. М. Добролюбов, В. Д. Рубинчик; выпускники Высших курсов сценаристов и режиссёров М. Н. Пташук и В. Н. Дашук, выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино В. П. Рыбарев.
В 1960–1980-е гг. созданы игровые и документальные фильмы о Великой Отечественной войне. Кинематографисты Белоруссии, принявшей на себя страшный удар в годы войны, с особым чувством обращались к событиям 1941–1945 гг. В основу многих картин положены произведения белорусских писателей В. В. Быкова («Третья ракета», режиссёр Викторов, 1963; «Альпийская баллада», режиссёр Степанов, 1965; «Знак беды», режиссёр Пташук, 1986; «Круглянский мост», режиссёр А. И. Мороз, 1989), А. М. Адамовича («Война под крышами», 1967; «Сыновья уходят в бой», 1969, оба – режиссёр Туров; «Иди и смотри», режиссёр Э. Г. Климов, 1985, совместно с киностудией «Мосфильм»). Пацифистской направленностью отличаются экспрессионистские военные драмы В. Н. Виноградова «Письма к живым» (1964) и «Восточный коридор» (1966). Тонкая лирическая интонация звучит в лентах о жизни в тылу «Я родом из детства» Турова (1966), «Иван Макарович» Добролюбова (1968). Новые подходы к военной теме характеризуют фильмы «Годен к нестроевой» В. А. Рогового и Э. Севелы (1968), «Операция Хольцауге» А. Я. Карпова (1970), «Батька» Степанова (1971), «Венок сонетов» Рубинчика (1976), «Свидетель» Рыбарева (1985), «Птицам крылья не в тягость» Б. М. Горошко (1989), «Плач перепёлки» Добролюбова (1990).
Исторические притчи белорусского писателя В. С. Короткевича получили экранное воплощение в фильмах: «Житие и вознесение Юрася Братчика» В. С. Бычкова (1967), «Дикая охота короля Стаха» Рубинчика (1979), «Чёрный замок Ольшанский» Пташука (1983).
Среди экранизаций, отличающихся глубоким, утончённым пониманием русской и советской литературной классики: «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» по «Запискам охотника» И. С. Тургенева (1971, режиссёр Туров), «Затишье» по одноимённой повести Тургенева (1981, режиссёр В. П. Четвериков), «Люди на болоте» (1981) и «Дыхание грозы» (1982) по «Полесской хронике» И. П. Мележа (режиссёр Туров), «Отцы и дети» по роману Тургенева (1983, режиссёр Никифоров; Государственная премия СССР, 1986), «Несрочная весна» по рассказам и дневниковым записям И. А. Бунина (1989, режиссёр В. А. Толкачиков), «Записки юного врача» по мотивам ранних рассказов М. А. Булгакова (1991, режиссёр М. В. Якжен), «Белые одежды» по роману В. Д. Дудинцева (1992, режиссёр Л. Г. Белозорович).
Снимались фильмы о современности: «Рядом с вами» (1967, режиссёр Ю. Н. Дубровин), «Сотвори бой» (1969, режиссёр Н. А. Калинин), «Счастливый человек» (1970, режиссёр Добролюбов), «Семейные обстоятельства» (1977, режиссёр Л. В. Мартынюк), «Примите телеграмму в долг» (1979, режиссёр Нечаев), «Культпоход в театр» (1982, режиссёр Рубинчик), «Амнистия» (1981, режиссёр В. Д. Пономарёв).
Зрительским успехом пользовались истерн о Гражданской войне «Поговорим, брат…» Ю. С. Чулюкина (1978), историко-революционный приключенческий сериал «Государственная граница» Степанова и Никифорова (1980–1988).
Своеобразием авторских поисков отличаются ретро-комедия «Наше призвание» (1981, режиссёр Г. И. Полока), притчи «Отступник» (1987, режиссёр Рубинчик), «Высокая кровь» (1989, режиссёр Туров), «Романтик» (1989, режиссёр М. С. Брауде).
Студия «Беларусьфильм» внесла существенный вклад в формирование советского кинематографа для детей. Многие из сделанных в 1960–1980-е гг. фильмов стали классикой и не сходят с телеэкранов: «Город мастеров» Бычкова (1965), «Кортик» (1973) и «Бронзовая птица» (1974) Калинина, «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Рыжий, честный, влюблённый» (1984), «Не покидай…» (1989) Нечаева, «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» И. Б. Пушкарёва, Брауде, Добролюбова, В. А. Дудина (1979).
В 1980-е гг. окрепла и заявила о себе на всесоюзном и международном уровне анимационная школа студии «Беларусьфильм». Мировое признание получили фильмы режиссёра И. В. Волчека «Каприччио» (1986; приз «Золотой дукат» на Международном кинофестивале в Мангейме, 1987) и «Кончерто гроссо» (1989), картина Е. В. Петкевич «Лафертовская маковница» (1986; приз за лучший дебют на Международном кинофестивале в Анси, 1987; Гран-при Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1987) и др.
Две самые кассовые в истории белорусского кинематографа картины – народная трагикомедия «Белые росы» Добролюбова (1983; 36,1 млн зрителей) и социальная драма эпохи перестройки «Меня зовут Арлекино» Рыбарева (1988; 41,9 млн зрителей – 2-е место в СССР в 1988 после картины «Маленькая Вера»). Фильм Рыбарева вошёл в ряд резонансных перестроечных лент о молодёжи, оказавшись в центре широкой общественной дискуссии о причинах повышенной жестокости, цинизма и распущенности молодёжи конца 1980-х гг.
С 1968 г. в составе киностудии «Беларусьфильм» действует студия документальных фильмов «Летопись» (сформированная на базе Минской студии кинохроники). В годы перестройки, когда документальное кино вышло на передовую в осмыслении общественных процессов, здесь создано немало заметных картин. Лидеры белорусской документалистики той поры – режиссёры Дашук, Ю. И. Хащеватский, А. А. Рудерман. Фильм Рудермана «Театр времён перестройки и гласности» (1988) отмечен премией «Ника» в номинации «Лучший документальный фильм» за 1988, вручена в 1989). Позднее на студию пришли молодые документалисты В. Н. Аслюк и Г. В. Адамович, которые активно работают и в 21 в.
После 1991 г. объёмы производства снизились.
В 1997 г. указом президента Белоруссии киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной киностудии.
В 21 в. мощности студии в основном задействованы в производстве российских кино- и телефильмов. Киногруппы из России арендуют павильоны студии и загородную натурную площадку, съёмочное оборудование, костюмы, предметы реквизита, а также привлекают к работе белорусских специалистов. Киностудия «Беларусьфильм» выступает и как партнёр при совместных постановках с компаниями других стран.
Среди полнометражных игровых фильмов: «В августе 44-го…» Пташука (2000; гран-при Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», 2001), «Прикованный» Рыбарева (2002; приз жюри конкурса игровых фильмов фестиваля «Золотой Витязь», 2002; приз «Бронза "Листопада"» Международного кинофестиваля «Листопад» в Минске, 2002, и др.), «Волки» А. И. Колбышева (2009; Гран-при за лучший фильм на 170-м Российском кинофестивале «Литература и кино», 2011, Гатчина), «Пламя под пеплом» И. М. Павлова (2021), «Это я, Минск» А. Гринько и Д. Дедка (2022).
Снятый в 2018 г. фильм американского режиссёра белорусского происхождения Дарьи Жук «Хрусталь» (студия «Беларусьфильм» предоставила для съёмок натурплощадку, оборудование и часть костюмов) в том же году стал фильмом открытия конкурса «К востоку от запада» на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а также был выставлен на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» от Республики Беларусь (для чего в стране впервые сформировали «Оскаровский комитет» – комиссию по определению фильма-номинанта на премию Американской киноакадемии). В 2019 г. фильм отмечен премией «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».