Барби
Бáрби (Barbie), пластиковая игрушечная кукла, выпущенная 9 марта 1959 г. американской компанией по производству игрушек Mattel. Создательница куклы, предпринимательница Р. Хэндлер, вместе со своим мужем Эллиотом входила в число сооснователей Mattel.
История создания
Идею создания куклы взрослой девушки Р. Хэндлер подсказала её дочь Барбара, которая играла с бумажными куклами и наделяла их ролями взрослых. Во время поездки в Европу Хэндлер с детьми, Барбарой и Кеннетом (их именами впоследствии и были названы куклы), попалась Бильд-Лилли (Bild-Lilli) – пластиковая версия популярного персонажа из одноимённого комик-стрипа в стиле пин-ап газеты Bild Zeitung. Лилли воплощала образ взрослой девушки, которую можно было одевать в разные наряды, и именно она стала прототипом Барби. В 1955 г. куклы Лилли появились на прилавках табачных лавок и магазинов для взрослых в Германии и, имея выраженно сексуальные черты, стали популярным подарком для мужчин (Blakemore. 2019). Вскоре игрушки Лилли стали распространяться и среди девочек.
В 1950–1960-е гг. подавляющее число игрушек для девочек было представлено куклами младенцев для игры в дочки-матери. Барби стала первой куклой массового производства с фигурой взрослой девушки. Она представляла собой миниатюрную девушку со светлыми волосами и сформированной женской фигурой высотой 29 см. По официальной легенде, Барби была фотомоделью, развивающей собственную карьеру, что позволяло девочкам моделировать взрослую самостоятельную жизнь вне сугубо материнской или традиционных семейных ролей (Witcomb. 2019). Первая кукла была одета в чёрно-белый купальник с принтом зебры, а на голове носила высокий хвост. Игрушка была доступна в версии блондинки и брюнетки, а её гардероб был разработан модельером Mattel Ш. Джонсон. Создательница стремилась к тому, чтобы кукла воплощала дух эпохи, поэтому первая Барби соответствовала образам секс-символов 1950-х гг., таких как актрисы Э. Тейлор и Мэрилин Монро.
В 1955 г. Mattel выступила спонсором телепрограммы «Клуб Микки Мауса», став одной из первых компаний по производству игрушек, демонстрировавших рекламные ролики для детей (The Barbie doll makes its debut. 2009). Так, за первый год было продано 300 тыс. кукол, а всего с 1959 г. – свыше миллиарда экземпляров кукол семейства Барби. Первая Барби стоила 3 долл. (Holland. 2019).
После выпуска Барби создатель немецкой Бильд-Лилли Р. Хауссер вместо со своим партнёром Л. Марксом подали на Mattel в суд за нарушение авторских прав. Судебный процесс не увенчался успехом, и в 1964 г. Хауссер продал авторские права и все патенты на Лилли своим американским конкурентам за символическую сумму, а его компания по производству игрушек Greiner & Hausser впоследствии обанкротилась (Blakemore. 2019).
В 1961 г. в ответ на ажиотажный спрос Mattel выпустила мужскую версию куклы – бойфренда Барби по имени Кен, в 1963 г. – подругу Мидж, год спустя – сестру Барби по имени Скиппер, а затем и других героев, ставших частью вымышленной вселенной.
В 1962 г., до того как американским женщинам разрешили открывать собственные банковские счета, Барби, согласно игровой легенде, «купила» свой первый «дом мечты», обустроенный по моде середины 20 в. – со стереосистемой и яркой мебелью (Barbie). По мере выхода новых версий куклы Барби осваивала и новые профессии. Так, в 1965 г. Mattel выпустила Барби-астронавта, одетую в скафандр.
Барби неизменно следовала за актуальными общественными тенденциями. Так, в 1968 г. была выпущена первая темнокожая кукла Кристи как выражение борьбы с расовой дискриминацией в США. В 2012 г. в поддержку девушек, больных раком, Mattel выпустила лимитированную серию подруги Барби по имени Элла, у которой не было волос на голове. Эллу распространяли преимущественно в больницах (Holland. 2019). Кроме того, выходили куклы, копирующие образы знаменитостей. Одной из первых стала Барби, вдохновлённая британской моделью Твигги с узнаваемым макияжем, тремя цветными полосатыми мини-платьями и жёлтыми сапогами. Она дала начало серии кукол, воплощающих узнаваемые черты селебрити и законодательниц мод (Barbie).
Одна из серий Барби выпускалась в нарядах от-кутюр. Первое партнёрство в сфере высокой моды состоялось в 1985 г., когда американский модельер Оскар де ла Рента создал линейку дизайнерской одежды для куклы. Обилие драгоценных камней и металлизированные наряды нравились юным модницам, развивали их воображение и творческие способности. Этот опыт положил начало множеству других модных коллабораций (Barbie). Так, в 1990 г. американский модельер Б. Маки вместе с Mattel выпустил «Золотую Барби» («Bob Mackie Gold Barbie») в гламурном наряде, украшенном 5 тыс. золотых пайеток, пришитых вручную. Начиная с «Золотой Барби», которая вошла в лимитированную серию «Bob Mackie Barbie», высоко ценимую коллекционерами (Holland. 2019), стало развиваться коллекционирование уникальных кукол. В 2000-х гг. дуэт авангардных дизайнеров Филиппа и Дэвида Блонд создал коллекцию «Blonds Blond Diamond Barbie». Коллекционные серии отличались от обычных игровых кукол одеждой из дорогих тканей с большим количеством деталей и эксклюзивными аксессуарами.
В 2004 г. Mattel заявила о «расставании» Барби и Кена (согласно игровой легенде). При этом куклы Кена продолжили выпускаться. В 2014 г. Барби завела собственные страницы в социальных сетях, демонстрирующие мир глазами героини. С нарастанием влияния бодипозитива Mattel начала выпускать куклы с разным телосложением. В 2016 г. были представлены три новые комплекции: полная, миниатюрная и высокая. Кроме того, были выпущены куклы, изображающие людей с ограниченными возможностями, например с протезом или в инвалидной коляске. Запуск новых типов фигур привёл Барби на обложку издания Time (Barbie). Позднейшая политика компании стала более инклюзивной, позволяющей приобрести куклу с любым оттенком кожи, волос, фигурой и ростом, о чём свидетельствует выход серии «The New Crew» (Михайлова. 2017).
Куклы никогда не выпускались в США, поскольку ради снижения себестоимости их производство было перенесено в Индонезию, Китай, Японию, Гонконг, Корею, Малайзию и другие азиатские страны.
Барби в массовой и высокой культуре
Барби относят к одному из «звеньев субкультуры детства», которая объединяет в себе не только серию пластиковых кукол, но и мультфильмы, журналы, стиль, моду и мировоззрение (Калужникова. 2001). Производству пластиковых кукол сопутствовал выпуск журналов, книг и мультфильмов про Барби; например, книги «Барби – топ-модель» («Barbie star de la mode», 1992), «Барби – кинозвезда» («Barbie fait du cinéma», 1993) Женевьев Шюре, «Танцуй, балерина» («Dear Barbie Dance, Ballerina», 1995) Кэти Маркс, мультипликационные фильмы «Барби и Щелкунчик» («Barbie in the Nutcracker», 2001, режиссёр О. Хёрли), «Барби и Дракон» («Barbie as Rapunzel», 2002, режиссёр О. Хёрли), «Барби: Лебединое озеро» («Barbie of Swan Lake», режиссёр О. Хёрли, 2003) и др.
В 2018 г. состоялся релиз документального фильма «Кукольные плечи: новый взгляд на Барби» («Tiny Shoulders, Rethinking Barbie», режиссёр А. Б. Невинс), посвящённого трансформации Барби и её влиянию на общество. В 2022 г. завершились съёмки полнометражного фильма «Барби» («Barbie»), режиссёром которого выступила Г. Гервиг, а главные роли – Барби и Кена – в картине исполнили Р. Гослинг и М. Робби.
Франшиза Барби включает также настольные («Barbie. Queen of the Prom Game 1990’s Edition», «Cosmodrome Games Barbie. Вечеринка», «Подиум Barbie», «UNO Barbie Card Game», «Shop With Barbie» и др.), компьютерные [«Барби: Приключения на Ранчо» («Barbie Horse Adventures: Mystery Ride», 2003) от ActiVision, «Барби в роли Принцессы Острова» («Barbie as the Island Princess», 2007) от Human Soft и Nordcurrent, «Барби: Русалочка» («Barbie Mermaid Adventure», 2008) и «Барби: Показ мод» («Barbie Fashion Show», 2007) от Vivendi Games и др.] игры, а также различные онлайн-игры.
Со временем под брендом Barbie стала выпускаться декоративная косметика, одежда и обувь для девочек.
Барби фигурировала в изобразительном искусстве, послужив источником вдохновения для работ поп-арт-художника Э. Уорхолла. Идея создания картины, написанной в 1986 г., появилась благодаря дружбе Уорхолла с дизайнером ювелирных украшений Биллибоем* (BillyBoy*), который оказался обладателем коллекции в десятки тысяч кукол Барби. Биллибой*, коллекционирующий Барби и экспериментирующий с нарядами для них, разработал для Mattel двух кукол – Le Nouveau Theatre De La Mode и Feelin’ Groovy Barbie.
Барби стала проникать в мир моды. Так, в 2015 г. американский модельер Дж. Скотт выпустил весеннюю коллекцию Moschino и на показе одел моделей в пластиковые топы и парики цвета блонд, имитирующие причёску Барби. Дизайнер обуви С. Вебстер в коллаборации с Mattel создала коллекцию розовых туфель и кроссовок с культовым логотипом Барби.
В 2009 г. в честь 50-летия куклы на Неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week в Нью-Йорке был проведён первый показ мод, посвящённый Барби. Пятьдесят ведущих мировых дизайнеров создали образы от-кутюр, вдохновлённые стилем Барби и её историей (Barbie).
Значение феномена Барби
Многие женщины видели в Барби альтернативу традиционным гендерным ролям 1950-х гг. Кукла Барби предвосхитила сексуальную революцию 1960-х гг. в США, когда представительницы феминистского движения стали отстаивать равноправие полов. Барби перепробовала себя во множестве профессий – от бортпроводницы, врача, пилота и астронавта до олимпийской спортсменки и даже кандидата в президенты США.
На протяжении более полувека Барби подавалась как эталон красоты и женственности, образцом социального поведения, транслирующим «идеальный» уклад жизни (Калужникова. 2001). Однако нереалистичные параметры тела Барби могут отрицательно влиять на подрастающее поколение, формируя несуществующий и недостижимый в реальной жизни идеал женского тела (The Barbie doll makes its debut. 2009). В 2006 г. коллектив британских исследователей в области психологии обнаружил, что девочки в возрасте от 5,5 до 7,5 лет, которым показывали сборник рассказов с куклами Барби, испытывали бо́льшую неудовлетворённость своим телом и к моменту окончания исследования имели более низкую самооценку по сравнению с молодыми девушками, которым показывали ту же историю с куклой более крупного телосложения или историю без изображений (Dittmar. 2006). Таким образом, Барби формирует у детей представления о недостижимой форме тела (Uncu. 2019). Известен пример нездорового поведения ребёнка, для которого кукла Барби стала объектом поклонения и ролевой моделью: восьмилетняя девочка-англичанка отказывалась от еды, чтобы иметь такую же фигуру, как у Барби (Михайлова. 2017).