«Байан ал-хакаик»
«Байа́н аль-хака́ик» [араб. بيان الحقائق – «Разъяснение (шapиaтcких) истин»], советский общественно-политический, научно-популярный, религиозный журнал. Издавался с сентября 1925 по август 1928 гг. в г. Буйнакск Дагестанской АССР на арабском языке . Планировался как ежемесячное издание, фактически выходил раз в 3–4 месяца. Тираж 1000–1050 экз. Ответственный редактор – А. Акаев; члены редколлегии: Йусуф-кади из Нижнего Дженгутая, Хаджи-кади из Нижнего Казанища, Билал-Хаджи из Нижнего Дженгутая, Мустафа-кади из Нижнего Казанища и Хизри из Нижнего Казанища. Печатался в типолитографии Даггосиздата имени Е. Г. Гоголева.
Отражал идеи дагестанских мусульманских реформаторов: способствовал распространению знаний о шариате, объяснял с точки зрения шариата культурные и социально-экономические преобразования, проводившиеся советским правительством. Руководство Дагестанской АССР, разрешая издание журнала, поддержало гораздо меньшую по численности группу сторонников мусульманского реформаторства в противовес сторонникам шафиитской правовой системы.
Структура и содержание номеров во многом напоминают рубрики газеты «Джаридат Дагистан». В отличие от неё преобладали статьи богословского характера, практически отсутствовали официальные распоряжения советской власти.
На страницах журнала обсуждались темы, волновавшие арабоязычную мусульманскую духовную элиту Дагестана. Одной из центральных проблем был иджтихад – право высших авторитетов (муджтахидов) в вопросах шариата выносить самостоятельные решения на основе Корана, сунны и методов исламского права (фикх). Их занимал вопрос, насколько мусульмане обязаны следовать традиции, выраженной в трудах основоположников религиозно-правовых школ (мазхаб), включая традиционно господствовавшую в Дагестане шафиитскую религиозно-правовую школу.
Среди вопросов, поднимавшихся в журнале, была проблема, на каком языке следует читать пятничную проповедь (хутба) – на арабском или на родном языке собравшихся. Редакция журнала выступала за её произнесение на языках народов Дагестана. Также авторы статей журнала рекомендовали читать или слушать славословия в честь рождения (мавлид) пророка Мухаммада на родном языке. Критике подвергалось завышение приданого (махр) невесты. В статье, посвящённой одному из типов развода по шариату (талак), Йусуф-кади аль-Джунгути (из Нижнего Дженгутая) назвал развод состоявшимся при разовом трёхкратном произнесении соответствующей формулы.
Большое количество статей было посвящено суфийской тематике: А. Акаев критиковал суфиев Дагестана 1-й четверти 20 в. как лжешейхов, Мухаммад Хаджияв аль-Авари предостерегал от следования их идеям.
Важное место занимали статьи, связанные с вопросами народного образования и просвещения. В них редакция журнала выступала за введение в обязательную программу медресе точных и естественных наук (математики, географии, естествознания и т. д.).
В журнале публиковались материалы не только дагестанцев, но и других известных на Ближнем Востоке авторов. Например, была перепечатана статья египетского реформатора М. Абдо о дозволенности, согласно шариату, изображения человека в виде рисунков, портретов и памятников. Главный редактор журнала А. Акаев разделял эту точку зрения и в знак солидарности поместил свою фотографию в начале статьи.
В разделе литературы и поэзии публиковались стихи (касыды, газели) арабских авторов (Аббаса бин Али аль-Макки аль-Йамани, Ибн аль-Мукри аль-Йамани и др.) с подробными филологическими комментариями некоторых фраз и слов от редакции, а также статьи А. Акаева о выдающихся мусульманских деятелях (Абу-ль-Ала аль-Маарри, Фахр ад-Дин ар-Рази и др.), внесших значительный вклад в историю исламской культуры, иногда в этом же разделе помещались пословицы и поговорки.
На страницах журнала приводились материалы о международном положении, освещавшие политическую ситуацию в том или ином регионе.
В последних номерах журнала всё сильнее наблюдалось влияние советской действительности, стало печататься больше связанных с ней материалов, менялась стилистика издания. Последний, неполный, номер журнала вышел в свет в августе 1928 г. (всего издано 12 номеров).
В 1928 г. советская власть в Дагестане в рамках мер, направленных на усиление антирелигиозной кампании, ликвидировала легальное исламское образование, шариатские суды были закрыты, вакуфные земли мечетей и медресе передавались крестьянским комитетам. Летом 1929 г. была закрыта местная организация «Дини комитет», которая, согласно официальной позиции властей, готовила антисоветское восстание в Дагестане и в которую входили члены редакционной коллегии журнала. Главный редактор А. Акаев был отправлен в ссылку, остальные члены редколлегии в том же году расстреляны.