Авиагоризонт
Авиагоризо́нт, гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих пространственному положению летательного аппарата относительно горизонтальной плоскости.
Различают автономные и дистанционные авиагоризонты. В автономном авиагоризонте совмещены функции измерения и индикации углов крена и тангажа; чувствительный элемент такого авиагоризонта – встроенный в прибор гироскоп с тремя степенями свободы, ось которого удерживается по направлению вектора силы тяжести с помощью электромеханической системы маятниковой коррекции.
Дистанционный авиагоризонт представляет собой датчик вертикали, измеряющий углы крена и тангажа, и канал связи для передачи информации на индикатор этих углов. В качестве датчиков используются гировертикали, курсовертикали, инерциальные системы навигации, в качестве индикаторов – командно-пилотажные индикаторы, а также приборы индикации углов крена и тангажа – электромеханические, коллиматорные, на основе электронно-лучевых трубок, жидкокристаллические и др.
В основном применяются дистанционные авиагоризонты, имеющие более высокие точность измерения и качество индикации, а автономные авиагоризонты служат в качестве резервных. В зависимости от конструкции авиагоризонты могут работать в ограниченном диапазоне (выбиваемые) и в неограниченном диапазоне (невыбиваемые) углов крена и тангажа. По принципу индикации авиагоризонты разделяют на обратные («вид с земли на самолёт» – шкала неподвижна, а перемещается силуэт-самолётик) и прямые («вид с самолёта на землю» – силуэт-самолётик неподвижен относительно корпуса, а шкала авиагоризонта показывает положение естественного горизонта).
На последнем принципе основана работа почти всех авиагоризонтов. Диапазоны индикации углов: по крену ±360∘, по тангажу ±85∘ (выбиваемый) или ±90∘ (невыбиваемый). Погрешности измерения вертикали не превышают ±3∘. Авиагоризонты часто снабжаются сигнализатором отказа прибора.