Анатма
Ана́тма (санскр. अनत्त; анатман, пали anātta – не-Я; найратмья, санскр. नैरात्म्य – несуществование Атмана), одно из базовых положений буддийской философии: не существует никакого абсолютного «центра» личности (Я, «эго» и т. п.), который управлял бы всеми нашими решениями и действиями. Личность представляет собой конгломерат дхарм – элементарных психофизических состояний, существующих лишь мгновение и постоянно сменяющих друг друга, и среди них нет ни одной дхармы, которая «управляла» бы другими. Убеждение в существовании Я (бессмертного и перерождающегося в новых телах или, наоборот, умирающего вместе со смертью тела) является одним из ложных воззрений (дришти), препятствующих просветлению и закабаляющих человека в сансаре.
В буддизме махаяны наряду с учением о несуществовании абсолютного «центра» личности (пудгала-найратмья) было сформулировано учение о несуществовании какой бы то ни было сущности у дхарм (дхарма-найратмья). В соответствии с ним дхармы представляют собой только условные термины, не описывающие реальность (истинная реальность, согласно махаяне, неописуема и не может быть постигнута сансарическим сознанием), но лишь способствующие формированию у адепта нового взгляда на себя и собственные психические процессы – взгляда, открывающего путь к просветлению.