Доксографы
Доксо́графы (от греч. δόξα, мн. ч. δόξαι – мнение, воззрение и …граф; новолат. Doxographi), обозначение древних авторов, работавших не в жанре «жизнеописаний» (биографы), а в жанре «взглядоописаний» философов. Термин введён в середине 19 в. Г. Узенером (Германия) и закрепился в науке благодаря классическому труду немецкого учёного Г. Дильса «Греческие доксографы» («Doxographi Graeci», 1879), в котором были впервые собраны и критически изданы (сохранившиеся в основном фрагментарно) образцы доксографической литературы. Собственно доксографами называют только авторов сборников типа «Δόξαι» (лат. Placita), в которых «мнения» философов группировались по тематическим рубрикам и излагались в проблемно-систематическом порядке, противопоставляя их прежде всего авторам «Преемств» (греч. «Διαδοχαί», лат. «Successiones»), т. е. историй философских школ, дававших наряду с биографиями целостные описания отдельных философских систем. Поскольку авторы «Преемств» пользовались источниками доксографов, такие описания также называют доксографией. Термин «доксография» шире, чем термин «доксографы»: например, можно говорить о доксографии у Аристотеля, но неправильно называть его доксографом. Наконец, доксографию как описание взглядов какого-либо философа (часто в терминах другой философской системы) противопоставляют дословным цитатам из его сочинений – фрагментам, вместе они составляют два основных класса источников для реконструкции учений тех философов, сочинения которых утрачены. Термин «свидетельства» (лат. testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных свидетельств – совокупности доксографических и биографических сообщений и в этом смысле противопоставляется фрагментам.
Систематическая доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же как и биография – Аристоксен); её теоретической основой было методологическое требование Аристотеля предпосылать собственному исследованию предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый доксографический компендий – «Физические мнения», или, иначе, «Историю физики» (в 18 книгах), охватывавший период от Фалеса до Платона включительно. «Физические мнения» были если не единственным (вопреки Г. Дильсу), то всё же основным источником по досократовской мысли для последующих доксографов. В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован во «Мнениях философов» («Placita philosophorum», т. н. Аэтий) – единственном (не считая зависящей от него «Истории философии» Псевдо-Галена) сохранившемся доксографическом компендии. Помимо фрагментов «Физических мнений» Теофраста и компендия т. н. Аэтия, в корпус «Греческих доксографов» входят: эксцерпты из 1-й книги «О природе богов» и 1-й книги «О благочестии» Филодема из Гадары; 1-я книга «Опровержения всех ересей» («Философумены», до середины 19 в. неправильно приписывалась Оригену) епископа Ипполита Римского; сохранённый Евсевием Кесарийским отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (около 150) и др.
Доксография имеет огромное значение для реконструкции досократовской, в меньшей мере – эллинистической философии (например, милетская школа известна только из доксографии). Часто это не просто описание, а перевод на язык той философской школы, к которой принадлежат доксографы.