Аль-Харис аль-Мухасиби
Аль-Ха́рис аль-Мухаси́би, Абу аль-Харис ибн Асад ибн Абдаллах аль-Анази аль-Мухасиби аль-Басри (араб. ابو الحارث بن أسد بن عبد الله العنزي المحاسبي البصري) (781, Басра – 857, Багдад), раннемусульманский богослов, один из первых теоретиков суфийской психологии. Объединил 2 направления раннего мистицизма – практическую составляющую и экзегетику.
Юность провёл в г. Басра, изучая хадисы и фикх у Йазида ибн Харуна (ум. 821). Познакомился как с мутазилитской доктриной, так и с её критикой известным басрийским богословом Ибн Куллабом (ум. около 855), идеи которого частично разделял. В молодости аль-Мухасиби переехал в Багдад. Там начал проповедовать, привлекая последователей своей набожностью. Около 846 г. за приверженность рационалистическим методам подвергся гонениям со стороны ханбалитов и лично Ибн Ханбаля. Обвинения во введении предосудительных новшеств (бида) и проповеди спекулятивного богословия (калам) вызвали волнения среди простонародья, атаковавшего дом аль-Мухасиби и его приверженцев. Это заставило богослова покинуть Багдад и уехать в г. Куфа. Попытка примириться с Ибн Ханбалем ни к чему не привела. После возвращения в Багдад аль-Мухасиби жил в крайней нужде и отказался от проповедей.
Аль-Мухасиби принадлежит свыше 30 сочинений по психологии, эсхатологии и экзегетике. Его сочинения, по-видимому, являлись записями бесед, которые он вёл со своими учениками. Они часто принимают форму дидактического диалога, в котором речь самого аль-Мухасиби вводится в 3-м лице. Вопрос о том, какова была роль самих слушателей в редактировании текста, сложно разрешить. Аль-Мухасиби не был проповедником и не вступал в богословские дискуссии публично. Это противоречило его осуждению публичности.
Литературное наследие
Письменное наследие аль-Мухасиби сохранилось в столь значительной степени, в отличие от многих его современников, явно благодаря популярности этих сочинений. Самое известное из них – объёмное «Китаб ар-риайа ли-хукук Аллах» («Книга о соблюдении прав Бога»).
«Китаб аль-васайа» («Книга заветов»), или «Насаих ад-динийа» («Религиозные советы»), состоит из наставлений для неофитов, основанных на соблюдении страха Божьего. Молитва и пост являются для неофита каноническими обязанностями. Он должен раскрывать дьявольские искушения и избегать их. Верующий должен благодарить Бога за дары Его благодати, прежде всего за дар откровения и возможность познать Себя. Любовь к этому миру сбивает с пути Божьего. Истинный слуга Божий должен быть в этом мире чужаком. Контроль над действиями сердца равнозначен контролю над конечностями (джаварих). Новичка ведёт по пути намерение (ниййа), побуждая его совершать благие поступки.
Аль-Мухасиби принадлежит несколько сочинений по эсхатологии. «Китаб ат-таваххум» («Книга воображения»), содержащее размышления о рае и аде, вероятно, первое эсхатологическое сочинение в мусульманском богословии. Собранные в Судный День души полны стыда перед Богом и дрожат, как новорождённый верблюд. Они будут допрошены о своих деяниях. Но их грехи будут прощены и стыд сменится радостью. Они сподобятся созерцания Царя во всей красе, и их лица отразят сияние Бога. Его избранники – святые (аулийа) соберутся раю. Все завесы будут отброшены, и они будут созерцать Господа лицом к лицу в Его красоте (джамаль) и величии (джалаль). Это будет высшим наслаждением. Дню воскресения из мёртвых посвящена «Китаб аль-бас ва-н-нушур» («Книга воскресения»).
В «Рисалат аль-азама» («Послании о [Божественном] величии») рассматриваются проблемы теодицеи. Неизменная Божественная милость оказывается всем созданиям с момента сотворения. Все творения взаимозависимы, что указывает на единство Божественного замысла и отвергает возможность двойного контроля над миром.
Некоторые произведения аль-Мухасиби близки к идеям зухда (араб. زهد – воздержание, благочестие). «Рисалат аль-макасиб ва-ль-вара ва-ш-шубухат» («Послание о средствах пропитания, воздержании и сомнительных вещах») посвящено определению законного и незаконного, сомнительных источников дохода для поддержания существования и воздержанию от того, что запрещено Богом. В других трудах, таких как «Китаб аль-масаиль фи-з-зухд ва гайриха» («Книга о вопросах воздержания и других предметах»), непосредственно рассматриваются вопросы зухда.
Среди других сочинений следует отметить: «Рисалат адаб ан-нуфус» («Послание о правилах поведения душ») или «Рисаля фи-ль-ахлак» («Послание о нравственности»), «Китаб бад ман анаба иля-л-Лах» («Книгу начала для того, кто раскаивается перед Богом»), «Китаб масаиль фи амаль аль-кулуб ва-ль-джаварих» («Книгу вопросов, касающихся действия сердец и конечностей»), «Танбих аля амаль аль-кулуб ва-ль-джаварих» («Наставление о действии сердец и конечностей»), «Китаб маиййа аль-акль ва манаху ва ихтилаф ан-нас фихи» («Книгу о сущности интеллекта и его значении и о том, как люди расходятся во мнениях относительно него»), «Китаб аль-мустаршид» («Книгу для ищущего руководства») и др.
Содержание учения аль-Мухасиби
Центральной областью учения аль-Мухасиби была мистическая психология, которая считается первым подробным психологическим учением в раннем суфизме. Он назвал её «наукой о сердцах и помыслах» (илм аль-кулуб ва-ль-хаватир). Она основана на методе самонаблюдения и самоконтроля (муракаба ва мухасаба; отсюда и его прозвище: Мухасиби – «контролирующий свои действия»). Контролю принадлежат помыслы (хатарат) и намерения (ниййат). Следуя этим принципам, человек должен руководствоваться благочестием (таква) и покаянием (тауба), чтобы избежать лицемерия (рийа) и кичливости (кубр).
Аль-Мухасиби разработал сложную теорию плотской души (нафс), которая послужила основой его учения. Его первоначальная идея – порицание склонности души к эфемерным благам, которые являются причинами её склонности к утехам, или страстям (шахават). Они накладывают на природу души отпечаток. Очищение души начинается с того, что человек обретает сокровенное знание души (марифат ан-нафс). Поскольку душа склонна ко злу (аммара би-с-су), верующий должен вести постоянную борьбу с душой (муджахадат ан-нафс). Эта практика в конечном итоге искореняет зло и его воздействие и является необходимым условием очищения души (тазкийат ан-нафс). Все действия конечностей (джаварих) должны находиться под контролем сердца, поскольку оно является их главой, «началом всех вещей». Действия сердца (амаль аль-кулуб) состоят из трёх групп: следования вере и избегания неверия; следования Сунне и избегания ереси; следования покорности Богу и избегания всего того, что Ему отвратительно. Сердце прислушивается к голосу Бога и к наущениям сатаны. Оно может излучать свет и блеск (джала аль-калб) благодаря добрым поступкам или тьму благодаря злым. Аль-Мухасиби использует популярную суфийскую метафору, сравнивая сердце с зеркалом, которое необходимо полировать от всех повреждений (вызывающих ржавчину). Этот образ приобрёл широкую популярность в последующей суфийской традиции. Сердце имеет доступ к знанию о жизни настоящей (дунйа) и грядущей (ахира). Первым необходимым условием для достижения этого состояния является внимание гласу Бога и наблюдение за Богом (муракаба). Через него верующий достигает глубокого знания о душе и её природе (марифа).
Центральным пунктом психологии аль-Мухасиби является самоконтроль (мухасаба) – оценка своих мотивов и намерений через интроспективный анализ. Это неотъемлемая часть искренности по отношению к Богу. Этот процесс осуществляется не только в отношении прошлых поступков, но и в настоящем. Призвание души к ответу (мухасабат ан-нафс) происходит из страха перед Божьим наказанием и из стыда (хайа) в Божественном «присутствии». Это вершина внутренней веры. Самоконтроль предполагает комплекс жизненных правил. Руководствуясь этими правилами, верующий управляет своим поведением днём и ночью. Психическая подготовка напрямую связана с самосовершенствованием. Духовное совершенство достигается медленной внутренней работой. Одним из основных условий является воспитание смирения через борьбу со слабостями человеческой природы, которые являются препятствиями на пути служения Богу. Основными препятствиями являются тщеславие (уджб) и гордыня (кибр). Плотская душа нуждается в постоянном воспитании из-за своей злой природы.
Мистик должен практиковать молчание, потому что языка следует бояться больше, чем дикого зверя. Он самый опасный из всех органов человека и причина греха. Аль-Мухасиби осуждает ригоризм в сомнительных вопросах. Только тот, кто оставил всё мирское и полностью положился на Бога (таваккуль), может обрести Божественную благосклонность. Мистик достигает состояния духовного совершенства (ихсан), описанного пророком, познания Бога (марифа) и воспитывает в себе любовь к тому, что Бог любит, и ненависть к тому, что Он ненавидит. Действие сердца для достижения марифа аль-Мухасиби называется намерением (ниййа). Разум (акль) – изначальная способность (гариза), с помощью которой человек отличает полезное от вредного. Т. е. разум носит чисто практический характер (в отличие от занимавшихся теоретическим познанием мутазилитов). Если человек не сообразовывается с ним, он впадает в ослушание (масиййа). Разум учит человека каяться и не надеяться на долгую жизнь. Это определение цитировалось мистиками на протяжении веков. Знание обретается путём размышления (тафаккур), видения (назр) и поминания (зикр). Так человек извлекает пользу из своего опыта. Размышление – одно из самых важных «дел сердца». Оно позволяет осознать, служит ли человек Богу или совершает грех. Размышление, согласно аль-Мухасиби, имеет явный приоритет над добродетельной жизнью.
Главная цель человеческой жизни – подчинение Божественной воле. Через всю жизнь человека должны сопровождать богобоязненность (хауф) и надежда на спасение (раджа). Тренировка души напрямую связана с умерщвлением плоти. Только тот, кто оставил всё мирское и полностью положился на Бога (таваккуль), способен обрести Божественную милость.
Суть достижения Бога связана с сокровенным знанием души. Аль-Мухасиби описывает этот процесс как наблюдение Господа за тобой (муракабатика раббика), контроль за душой (мухасабатика нафсика) и напоминание себе о своих грехах (музакаратика занбика). В этом состоянии человек достигает дружества с Богом (унс) и любви к Нему. Источник любви – в Боге, любовь, которая начинается в благодарности за Божью любовь, заканчивается в любви к Богу ради Него.
Взгляды аль-Мухасиби
Во взглядах на зухд аль-Мухасиби отрицал ригоризм. Вера замыкается на личном опыте как отклике человеческой души на Божественную любовь. Бог любит своё творение. Благочестивым он разрешает созерцать свои приказы. Понимание истинного смысла Корана обретается только как Божественная награда за благочестие. В вопросе об атрибутах аль-Мухасиби был близок к идеям мутазилита Абу-ль-Хузайля (ум. около 841; по другим данным, 849), которого, видимо, знал лично. По вопросу о вечности Корана он занимал следующую позицию: с одной стороны, божественная речь вечна, с другой, аяты Корана, в которых говорится о людях и об их действиях, являются сотворёнными. Аль-Мухасиби был активным разработчиком суфийской терминологии. Он первым ввёл в суфизм понятие состояния (халь). Этот термин он заимствовал из медицинской лексики.
Аль-Мухасиби отвергал показную набожность как форму лицемерия (рийа). Лицемерие – корень любого стремления к публичности (шухра). Он разделил объекты показного поведения на 5 категорий: тело, внешний вид и одежда, речь, действия, поведение в обществе. Эти категории характеризуют человека, который своим обликом, одеждой и жестами хочет казаться мистиком. Позднее эту схему использовал аль-Газали. Идеи аль-Мухасиби о лицемерии заложили основу популярности идей маламатийа в Багдаде. Принцип истинной Сунны – очищение (ихлас). Аль-Мухасиби рекомендовал соблюдать определённые правила поведения в отношении с самим собой (адаб ан-нафс).
Вопреки точке зрения, укоренившейся в суфийской традиции, аль-Мухасиби не был суфием. Он критиковал ношение шерстяной одежды – атрибута ранних суфиев, если только оно не связано с профессией. Аль-Мухасиби не жил в нарочитой бедности и не поощрял её проявление, полемизируя по этому поводу с известным хорасанским мистиком Шакиком аль-Балхи (ум. 810). Аль-Мусахиби имел семью и зажиточный дом, а само богатство не считал предосудительным, торговлю и приобретение – греховными.
Аль-Мухасиби стал одним из первых мистиков, чьё учение вызвало открытую неприязнь со стороны традиционалистов. Ахмад ибн Ханбаль и его ученики выступили против аль-Мухасиби и преследовали последнего за то, что его идеи и манера ведения диспутов сильно отличались от ранней суфийской доктрины. Факихи открыто осуждали аль-Мухасиби и его последователей.
Среди учеников аль-Мухасиби: аль-Джунайд аль-Багдади, Абу-ль-Хусейн ан-Нури (ум. 907), Абу Хамза аль-Багдади аль-Баззаз (ум. 883 или 902), Ахмад ибн Масрук (ум. 910), Ахмад ибн Абд Аллах Ахмад аль-Хаввас. Идеи аль-Мухасиби повлияли на аль-Газали. Его сочинение «Китаб ар-риайа» стало важным пособием для суфийских братств. Особенно его идеи повлияли на такие ордена суфизма, как Казарунийа и Шазилийа.