Африка. Словесное творчество
А́фрика. Слове́сное тво́рчество. Словесное творчество народов Африки восходит к глубокой древности. На протяжении тысячелетий оно развивалось в устной (коллективной) и письменной (индивидуальной) формах. Богатством и жанровым разнообразием отличается фольклор берберов Северной Африки. Фольклор арабов Магриба (песни, сказки, пословицы и поговорки) близок фольклору арабов Востока; бытует на алжирском, марокканском и тунисском диалектах арабского языка. Обрядовая поэзия представлена свадебными и похоронными песнями, а также песнями, связанными с мусульманскими праздниками. В Алжире и Марокко распространены песни, исполняемые женщинами во время прогулок в саду, стирки белья и т. п. (хауфи), любовные песни (аруби) и их разновидность – «песни на качелях». Популярен цикл сказок о плуте Жхе, напоминающих берберские сказки о Си Джоху.
Основной особенностью фольклора Тропической Африки является его архаический характер, что проявляется в мифологизме, присущем всем жанрам традиционного фольклора. Типы мифологических систем народов Чёрной Африки определяются центральным персонажем, вокруг которого циклизуются мифы: тотемический или антропоморфный предок, обожествлённый правитель, кузнец, персонифицированные явления природы. Центральный персонаж может быть наделён различными функциями, выступая как прародитель человечества, демиург, создавший всё сущее, культурный герой, передавший людям дары культуры (огонь, злаки и пр.), учитель первых людей, обучивший их полезным навыкам, ремёслам, хозяйственными занятиям и учредивший обряды и установления. В архаических мифах этот персонаж нередко характеризуется и как трикстер, при этом совершаемые им мифологическими деяния предстают как результат его трюков и проделок (мифы сан о кузнечике-богомоле Цагне, мифы народов Западной Африки о пауке Ананси и др.). В политеистических пантеонах развитых мифологий божества разграничены по своим функциям, и трикстер обособляется от демиурга, прародителя, громовника (трикстеры Легба у фон, Эшу у йоруба).
Тотемические представления о первопредке, зооморфном культурном герое характерны для архаических мифологий (фольклор бушменских племён Южной Африки), однако в отдельных реликтах они обнаруживаются и в стадиально более поздних мифологических системах (приписывание тотемического происхождения обожествлённым правителям). С развитием культа предков, получившего в Африке широкое распространение, на первое место в мифологии выдвигаются антропоморфные родовые предки (демиурги Мукуру у гереро, Ункулункулу у зулу, Моримо у суто-тсвана, Мбори у занде, Мвари у венда и шона, Лебе у догон, Мулунгу у многих бантуязычных народов). Для народов, у которых складывались раннегосударственные образования, характерна сакрализация власти верховного правителя; центральным персонажем их мифологий становится обожествлённый предок правящей династии. Культ предков правящего рода стал государственной религией древнего Бенина, в государстве ашанти; в мифах народов Межозерья культурные герои – «первый правитель» государства Руанда – Кигва и его потомок Гиханга, в мифах ганда – обожествлённый правитель Кинту, у шиллук – мифический предок правителей Ньиканг, у руанда – Риангомбе.
Нередко главенство верховного божества политеистического пантеона чисто номинальное, тогда как боги, вошедшие в пантеон как «второстепенные» (его «дети», «слуги»), сохранили свою конкретную область деятельности, свои функции. Характеристика главы пантеона очень неопределённа: это некое абстрактное «небесное божество», чья связь с природными явлениями выражена слабо, чётко определена лишь его функциональная роль вождя пантеона.
Собственно космогонические мифы, повествующие о происхождении космоса и его структуры, у африканских народов не слишком распространены, уступая место сюжетам о происхождении человека и народов, животных и растений, ремёсел и других видов хозяйственной деятельности, семейно-брачных и социальных отношений, учреждении обычаев и обрядов. Имеющие между собой много общего, сложные мифологические системы догон и бамбара (Западная Африка), на несколько порядков отличающиеся от мифологических представлений, характерных для большинства африканских народов, представляют собой скорее исключение из общего правила. Полагают, что в создании этих систем значительная роль принадлежала жреческому институту, получившему в Западной Африке широкое развитие благодаря существованию тайных обществ. Об этом эзотерическом знании, доступном узкому кругу посвящённых, дают представление материалы М. Гриоля и учёных его школы, исследовавших мифы догон, бамбара, моси, малинке, бозо и др.
Вместе с тем божества, олицетворяющие солнце, луну, атмосферные явления, нередко фигурируют в африканских мифах как центральные. Наиболее отчётливо это выражено в фольклоре хадзапи Восточной Африки, у которых Ишоко (Солнцу) принадлежит главенствующая роль: он устраивает мир, а Хайнэ (Луна) помогает ему и выполняет его поручения. Ишоко – демиург и культурный герой, он создал людей и животных, разделив последних на диких и домашних; указал людям и животным на их пищу, распределил между племенами хадзапи, а также банту блага, определил занятия для разных племён и дал им орудия и оружие соответственно этим занятиям; научил хадзапи ритуальным танцам и дал им музыкальные инструменты.
Небесное божество-громовник фигурирует в мифах многих африканских народов (Леза у бантуязычных народов Тропической Африки, Нгаи у масаи, кикуйю, камба). Возникнув как персонификация атмосферных природных явлений, божества-громовники модифицировались под влиянием представлений, связанных с культом предков. С другой стороны, и первопредки наделялись чертами, характерными для громовников. Путём взаимопроникновения и слияния этих представлений складывался мифологический тип предка-громовника (Мвари, Мулунгу и др.).
Мифологический сюжет о происхождении человека связан с деятельностью прародителей и демиургов – тотемических и антропоморфных предков и божеств. Согласно наиболее архаическим представлениям, демиург вместе с людьми и животными выходит из-под земли, из тростника, «священного дерева» предков. По другим мифам, божество порождает, сотворяет, лепит из глины, земли людей и животных. В мифологиях, где фигурирует «небесное» верховное божество, превалируют представления о спуске первых людей вместе с домашними животными с неба.
Получив дар вечной жизни, люди тотчас же лишаются этого бесценного дара, и по их вине в мир приходит смерть. Сюжеты о происхождении смерти на Земле очень многочисленны и тематически подразделяются на несколько групп: причина появления смерти – нарушение запрета или установлений божества, неправильный выбор, медлительность посыльного с вестью о вечной жизни, которого опережает посыльный с вестью о смерти, и др.
Наряду с мифами о «первичном» происхождении тех или иных благ культуры существуют также «вторичные» мифы, повествующие, собственно, не о происхождении, а о появлении у тех или иных персонажей, племён этих благ, полученных, украденных, добытых ими у прежних владельцев. Тематика вторичных мифов как бы повторяет тематику мифов о первичном происхождении, образуя своеобразные пары понятий: вечная жизнь – оживление умерших, происхождение бабуинов – их возрождение после того, как они исчезли с лица земли, и т. п.
Кроме мифов как таковых, в фольклоре субсахарской Африки достаточно широко, хотя и неоднородно, представлены другие жанровые категории – животная, волшебная, новеллистическая (бытовая) сказка, быличка, басня, песенная поэзия, малые формы (заклинания, загадки, пословицы, поговорки). Африканская сказка о животных может быть названа классической формой жанра в системе мирового фольклора. Наряду с её классическим вариантом с героем – животным-трикстером (у народов Западной, Восточной и Центральной Африки) наличествует архаический вариант, герой которого близок к мифологическому трикстеру (фольклор сан Южной Африки, циклы сказок о пауке в фольклоре Западной Африки), и стадиально более поздний вариант жанра – сказка о животных басенного типа, а также циклы о хитреце и плуте, героем которых является уже не животный трикстер, а человек – Абу Нувас, Си Джеха и др. (в фольклоре Восточной, Западной, а также Северной Африки).
Африканская волшебная сказка может рассматриваться как архаическая мифологизированная форма классической (мировой) волшебной сказки, однако у некоторых народов Западной и Восточной Африки отмечены, наряду с архаическими формами, и типичные волшебные сказки с традиционным героем, классической многоходовой разработкой сюжета, закреплённой последовательностью мотивов в сюжете, и т. п. Это обусловливается как более высоким стадиальным уровнем общественно-исторического развития этих народов, достигших ранней государственности, так и влиянием арабского фольклора, пришедшего вместе с мусульманской культурой (Западная Африка), индийской культуры вкупе с арабской (Восточная Африка) и европейской (португальской) традиции (Ангола).
Эпическое творчество, возникновение которого обусловлено достаточно высоким уровнем социального развития, процессами этнической консолидации и формирования государственности, обнаруживается не у всех африканских народов. Диапазон разновидностей африканских эпосов включает такие категории, как ранние, классические и поздние эпические формы. Это героическая сказка (у суто, субийя, сонинке, хауса), сказочно-мифологический эпос (предания амбунду о Судика-Мбамби, ньянга о Мвиндо, фанг об Акома Мба), «исторические» эпосы различных стадиальных уровней – «этнический» эпос (предания монго о Лианжа и Нсонго, предания бозо о Фаране), «государственный» эпос (предания манден о Сундьяте, основателе древнего царства Мали), эпико-исторические формы (социологизированные эпические предания бамбара о Бакариджане, зулусские предания о Чаке); наряду с этими ранними долитературными формами существуют также и поздние внутрилитературные эпосы (суахилийские предания о Лионго Фумо).