Францов Георгий Павлович
Фра́нцов Гео́ргий Па́влович (Юрий Павлович Францев) [18.9(1.10).1903, по другим данным, 1.10(14.10).1903, Москва, Российская империя – 18.4.1969, Москва, СССР], советский философ, историк, социолог, специалист в области изучения религии, атеизма, международных отношений.
Биография и научная деятельность
Из семьи врачей. Учился на историческом отделении Самарского университета (1919–1921) и факультете общественных наук Московского университета (1921). В 1924 г. окончил отделение языковедения и литературы факультета общественных наук Ленинградского университета (ЛГУ). В 1924–1929 гг. сотрудник Научно-исследовательского института сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока при ЛГУ. Там же в 1926–1929 гг. учился в аспирантуре, ученик академика П. К. Коковцова. Кандидат исторических наук (защита в 1929, утверждена в 1936); доктор исторических наук (защита в 1938, утверждена в 1942).
Во 2-й половине 1920-х и в 1930-х гг. занимался изучением первобытных обществ и ранних форм религии под руководством В. Г. Богораза, религиозных верований Древнего Египта под руководством В. В. Струве. В 1929–1931 гг. ассистент кафедры Древнего Востока ЛГУ. В 1930-х – начале 1940-х гг. также преподавал общественные науки в вузах Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) – в Институте механизации социалистического земледелия (1931–1933), в Ленинградском институте философии и литературы (1932–1935, 1939–1942), в Коммунистическом политпросветительном институте им. Н. К. Крупской (1934–1935, 1941).
С 1931 г. старший научный сотрудник, заместитель директора, в 1939–1945 гг. директор Музея истории религии АН СССР в Ленинграде, 1933–1938 гг. параллельно сотрудник Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, а с 1940 г. также заведующий Ленинградским сектором истории религии и атеизма Института философии АН СССР. В 1944–1945 гг. руководил Ленинградским отделением Института истории АН СССР.
В 1945 г. переехал в Москву. Директор Института международных отношений (1945–1949), заведующий отделом печати (1949–1953) Министерства иностранных дел СССР. Профессор кафедры диалектического и исторического материализма (1946–1958), заведующий кафедрой научного коммунизма (1959–1963) и ректор (1959–1964) Академии общественных наук при ЦК КПСС. Член редколлегии газеты «Правда» (1953–1958; в 1957–1958 заместитель главного редактора по внешнеполитическим вопросам). С 1958 г. член-корреспондент АН СССР; с 1964 г. академик. Соавтор раздела «Борьба с буржуазной и реформистской идеологией» программы КПСС в редакции 1961 г. С 1962 г. член конституционной комиссии. Шеф-редактор издававшегося в Праге журнала «Проблемы мира и социализма» (1964–1968). Заместитель директора Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1968–1969).
Стоял у истоков создания Советской социологической ассоциации, её первый президент (1958–1966). Редактор-консультант «Большой советской энциклопедии» и «Советской исторической энциклопедии».
Награждён орденами «Знак Почёта» (1944), Красной Звезды (1945), Трудового Красного Знамени (1961), Ленина (1962) и др.
Ученики – советские и российские политологи Г. А. Арбатов и Г. К. Ашин.
Похоронен на Новой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Научные исследования
Религиоведческие исследования Францова сосредоточены на вопросах происхождения религии и на анализе её древних форм в их взаимосвязи со становлением христианства, а также на истории свободомыслия, представленного как в фольклорных, так и концептуальных (теоретических) формах. В 1927 г. вышла первая печатная работа Францова «Легенды о Бокхорисе у Геродота».
В кандидатской диссертации «Древнеегипетские сказки о колдунах» (опубликована как монография «Древнеегипетские сказки о верховных жрецах» в 1936) проанализированы этапы трансформации архаичных представлений о жрецах от эпохи ранней государственности до коптской христианской агиографии. В докторской диссертации «Фетишизм и проблема происхождения религии» (опубликована как монография в 1940) основной акцент сделан на почитании «сверхчувственных» вещей, которые, с точки зрения автора, представляют собой наделённые сверхъестественными качествами природные явления.
В 1959 г. вышел монументальный труд «У истоков религии и свободомыслия», посвящённый происхождению религии и атеизма, их историческим формам, проблемам изучения религии сквозь призму особенностей христианства. Тематическим продолжением книги стало исследование «Исторические пути социальной мысли», опубликованное в 1965 г. В изданный после смерти Францова сборник под общим названием «Научный атеизм. Избранные труды» (1972) включены тексты опубликованных ранее работ. При формальном следовании идеологическим стандартам, характерным для советского обществознания, их отличает широкое использование данных этнологии, антропологии и фольклора, а также строгий академизм в изложении материала с опорой на первоисточники, в том числе труды зарубежных исследователей.