#Социальная структура российского обществаСоциальная структура российского обществаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоциальная структура российского обществаСоциальная структура российского обществаНайденo 12 статейОбиходные названияОбиходные названия Чёрная костьЧёрная кость, устойчивое словосочетание, обозначающее человека из низкого сословия в Российской империи. Было распространено во 2-й половине 19 в. Синонимы этого выражения – плебей, простолюдин, кухаркин сын. Антоним – белая кость. Противопоставление «чёрная кость – белая кость» отражено в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:Обиходные названия Белая костьБе́лая кость, устойчивое словосочетание, обозначающее человека знатного происхождения или принадлежащего к привилегированному сословию в Российской империи. Синонимы этого выражения – голубая кровь, дворянин, барин. Антоним – чёрная кость. Противопоставление «белая кость – чёрная кость» отражено в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:Роды НагиеНаги́е, русский аристократический род конца 15 – 2-й половины 17 вв. Происходили от бояр Тверского княжества. Родоначальник – Иван Семёнович Нога (2-я половина 15 в.). С конца 15 – начала 16 вв. входили в Государев двор, главным образом как дворовые дети боярские. По преимуществу были заняты в дворцово-путных ведомствах и на придворной службе. Рост влияния Нагих пришёлся на середину – 2-ю половину 1570-х гг. Женитьба царя Ивана IV Васильевича Грозного в 1580 г. на представительнице рода – Марии Фёдоровне – заметно усилила в последние годы его правления позиции Нагих в ближайшем окружении царя в составе Особого двора. После Смутного времени Нагие не получали думных чинов, состояли стольниками и дворянами московскими. Среди известных представителей: внуки Ивана Семёновича Ноги: боярин Фёдор Михайлович Нагой Немой (ум. 1560) и дворянин московский Г. И. Нагой; сын Ф. М. Нагого – думный дворянин А. Ф. Нагой; внуки Ф. М. Нагого: царица Мария Фёдоровна, её братья – бояре Михаил Фёдорович (ум. 1611) и Григорий Фёдорович (ум. 1606/1607); племянник Ф. М. Нагого – боярин М. А. Нагой.Социальные группы КулакиКулаки́, принятое в российской и советской литературе название слоя зажиточных крестьян. Термин возник в крестьянской среде, обозначал крестьян, занимавшихся перекупками, спекуляцией и ростовщичеством. До 1918 г. большевики отличали собственно кулаков (ростовщиков, перекупщиков) от крестьян-предпринимателей, но в связи с неприятием зажиточными крестьянами-товаропроизводителями реквизиционной политики советской власти соединили их в единый «класс» – кулаков. Несмотря на восстановление сельского хозяйства в годы проведения новой экономической политики в СССР, к 1927 г. насчитывалось около 4 % кулацких хозяйств, к началу же 1930 г. кулаки как социально-имущественная группа крестьянства фактически перестали существовать. В ходе коллективизации, когда к категории кулаков мог быть отнесён любой политически неблагонадёжный с точки зрения властей сельский житель или переехавший из деревни горожанин, проведено раскулачивание деревни.Социальные институты МестничествоМе́стничество, в Русском государстве в середине 15 – конце 17 вв. система социальных, служебных и бытовых норм в среде знати; в середине 16 – конце 17 вв. также иерархия членов Государева двора. Начало складываться в связи с включением в состав Государева двора служилых князей и необходимостью соотнесения их статуса с положением старомосковского боярства; оформилось к середине 16 в. По нормам местничества проводились назначения на подавляющее большинство государственных должностей. Способствовало консолидации знати и выработке единой позиции в её отношениях с государственной властью и с провинциальной служилой массой, сыграло значительную роль в формировании дворянского самосознания. Окончательно упразднено в 1682 г.Социальные группы Посадские людиПоса́дские лю́ди, в России в 15–18 вв. податное (т. н. чёрное), преимущественно торгово-ремесленное, население посада и государевых слобод, в середине 17 в. – 1775 г. одно из сословий. Именовались в источниках – «посажане», «посадчане», «посадские». В зависимости от имущественного положения делились на категории – «лучшие», «середние», «молодшие» и «самые молодшие». Платили прямые налоги, в частности с 1724 г. подушную подать, отбывали различные повинности. Численность – свыше 220 тыс. человек во 2-й половине 18 в. С 1785 г. одна из категорий мещанства.Социальные группы Приказные людиПриказны́е лю́ди, в Русском государстве в 16 – 1-й четверти 18 вв. должностные лица приказов и приказных изб. Пополнялись преимущественно из числа служилых людей, детей священно- и церковнослужителей и самих приказных людей, посадских людей. Делились на две большие группы – дьяков (возглавляли структурные подразделения приказов – «столы» или «повытья», реже – сами приказы и приказные избы, отвечали за текущее состояние их дел) и подьячих (осуществляли главным образом делопроизводство). Включались в состав дипломатических миссий (дьяки во многом вырабатывали тексты международных соглашений, подьячие вели посольскую переписку, составляли статейные списки), участвовали в торжественных обедах, встречах и проводах иностранцев, приезжавших в Москву, состояли при полковых воеводах. Численность приказных людей увеличилась в 17 в. в 5 раз: с почти 700 человек на рубеже 16–17 вв. до 4,6 тыс. человек в конце столетия.Социальные группы Гостиная сотняГости́ная со́тня, вторая по значимости (после гостей) привилегированная сословная купеческая корпорация в Русском государстве в последней трети 16 – 1-й четверти 18 вв. Формировалась путём записи в неё достаточно крупных и среднего достатка купцов Москвы и посадских общин других городов, переселённых в связи с этим в столицу. Звание члена гостиной сотни являлось наследственным; в 17 в. пополнялась за счёт родственников гостей, представителей суконной сотни и богатых торговых крестьян (общая численность за время существования – не менее 3 тыс. человек). Члены гостиной сотни занимались откупами и подрядами, ростовщическими операциями, несли «гостиные службы» как помощники гостей, руководили таможнями средних и небольших городов. Они освобождались от посадского тягла, подворной подати, уплаты мелких таможенных пошлин; в отличие от гостей обладали меньшим политическим влиянием. В 1720-х гг. члены гостиной сотни включены в состав купеческих гильдий и обложены подушной податью.Социальные группы Гости (элитная купеческая группа)Го́сти, в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях категория купцов, занятых главным образом внешней торговлей, и иностранцы; в Русском государстве и Российской империи во 2-й половине 15 – 1-й четверти 18 вв. сословная корпорация, включавшая преимущественно богатых купцов, имевших торговые и дипломатические заслуги перед государственной властью и пользовавшихся рядом прав и привилегий. Занимались оптовой торговлей русскими, западноевропейскими и восточными товарами, организацией соляных и рыбных промыслов, поставкой государству по подрядам хлеба, вина, соли, иностранной монеты для перечеканки, сбором налогов, которые брали на откуп. Выполняли особые службы (например, руководство таможенной службой в наиболее крупных городах и портах, управление различными казёнными промыслами), служили финансистами, оценщиками мехов и товаров и др. Участвовали в деятельности земских соборов, приглашались на совещания Боярской думы для обсуждения некоторых вопросов. Пополнялись преимущественно из числа членов гостиной сотни и суконной сотни, имели ряд привилегий (в том числе освобождение от подсудности властям тех русских городов, которые посещали по торговым делам, от несения тягла). В 1720-х гг. включены в состав купеческих гильдий и обложены подушной податью.Обиходные названия «Поповичи»«Попо́вичи», в Российской империи – лица, происходившие из духовного сословия (сыновья священников, дьяконов, причетников и т. п.). Понятие никогда не применялось как юридическая категория и в отличие от слова «поп» имело нейтральную коннотацию. Многие выходцы из духовенства охотно пользовались этим самоназванием, порой культурно противопоставляя себя дворянству и даже интеллигенции (Манчестер Л. Поповичи в миру. М., 2015. С. 7). Особенно заметной социальная рефлексия представителей этой группы стала после церковных реформ 1860-х гг., открывших выход из духовного сословия, когда «поповичи» оказались в секулярной среде, но так или иначе сохраняли связь со средой духовенства. Многие представители «поповичей» пополнили ряды революционного движения. 12