Детские приюты
Де́тские прию́ты, благотворительные учреждения для призрения и воспитания сирот, покинутых и беспризорных детей (обычно от 3 до 14 лет). Организационно-педагогические основы детских приютов разработаны в 17 в. богословом и педагогом А. Франке, открывшим первый приют для сирот в Галле (Германия). С начала 19 в. детские приюты получили распространение в Германии, затем в Великобритании и Нидерландах, позднее во Франции, Австрии, США. Сложилось несколько типов детских приютов: казарменный (дети живут в больших помещениях, имеют общие спальни, столовые, комнаты для занятий и отдыха), семейный (дети разделяются на небольшие группы и живут совместно с воспитателем). Система «Детские деревни SOS» предполагает расселение групп детей вместе с воспитателями в домах в сельской местности.
В России детские приюты возникли в 18 в. при монастырях. С 1764 г. создавались воспитательные дома для сирот и детей из малоимущих семей. Они содержались за счёт государственно-общественных органов – приказов общественного призрения. С 1796 г. ведущую роль в организации деятельности благотворительных учреждений, в том числе и тех, которые занимались воспитанием детей-сирот (воспитательных домов, приютов), играла супруга императора Павла I Мария Фёдоровна. В дальнейшем на базе этих учреждений создали специальный государственный орган – Ведомство учреждений императрицы Марии. В 1837 г. в Санкт-Петербурге при Демидовском доме призрения трудящихся был открыт первый немонастырский детский приют (назывался «детскими комнатами»). В 1838 г. создан Комитет главного попечительства детских приютов. По положению о детских приютах, разработанному в 1839 г. членами комитета – князем В. Ф. Одоевским и графом Д. Н. Блудовым, учреждались губернские, уездные и сельские попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Надзор за детскими приютами в Москве и Санкт-Петербурге возлагался на особые советы. Управление детскими приютами осуществляли попечитель, директор, почётный старшина (материальное обеспечение приюта), смотрительница и её помощница (как правило, она же педагог-воспитатель). В 1846 г. в детских приютах был разрешён ночлег, в 1847 г. – постоянное проживание детей («сиротские отделения»). В 1889 г. из 127 детских приютов только 31 предназначался для приходящих детей, остальные были смешанными. Большинство детских приютов подчинялись Ведомству учреждений императрицы Марии. Существовали также приюты, находившиеся в ведении различных благотворительных обществ, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Министерства внутренних дел). В 1891 г. принято новое положение о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии, по которому в приюты (кроме специально предназначенных для грудных детей) принимались дети не младше 3 лет и оставались там до 12 лет. Была введена программа обучения, принятая для одноклассных сельских школ. При детских приютах могли создаваться ремесленные классы или училища. Однако большинство детей, выходя из них, не завершали курса обучения и не получали ремесленных навыков в полной мере. Было устроено около 80 сельских детских приютов, где обучали садоводству, огородничеству и другим сельскохозяйственным работам. С 1897 г. создавались приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16–17 лет, где они получали начальное образование, ремесленные и сельскохозяйственные навыки. К 1917 г. на территории России было около 600 детских приютов (около 30 тыс. детей). После 1917 г. детские приюты закрыли. Вновь детские приюты стали возникать в начале 1990-х гг. в качестве государственных учреждений, при религиозных и общественных организациях. С 1995 г. в Российской Федерации создаются «Детские деревни SOS».