Детские приюты
Де́тские прию́ты, благотворительные учреждения для призрения и воспитания сирот, покинутых и беспризорных детей (обычно от 3 до 14 лет). Организационно-педагогические основы детских приютов разработаны в 17 в. богословом и педагогом А. Франке, открывшим первый приют для сирот в Галле (Германия). С начала 19 в. детские приюты получили распространение в Германии, затем в Великобритании и Нидерландах, позднее во Франции, Австрии, США. Сложилось несколько типов детских приютов: казарменный (дети живут в больших помещениях, имеют общие спальни, столовые, комнаты для занятий и отдыха), семейный (дети разделяются на небольшие группы и живут совместно с воспитателем). Система «Детские деревни SOS» предполагает расселение групп детей вместе с воспитателями в домах в сельской местности.
В России детские приюты возникли в 18 в. при монастырях. С 1764 г. создавались воспитательные дома для сирот и детей из малоимущих семей. Они содержались за счёт государственно-общественных органов – приказов общественного призрения. С 1796 г. ведущую роль в организации деятельности благотворительных учреждений, в том числе и тех, которые занимались воспитанием детей-сирот (воспитательных домов, приютов), играла супруга императора Павла I Мария Фёдоровна. В дальнейшем на базе этих учреждений создали специальный государственный орган – Ведомство учреждений императрицы Марии. В 1837 г. в Санкт-Петербурге при Демидовском доме призрения трудящихся был открыт первый немонастырский детский приют (назывался «детскими комнатами»). В 1838 г. создан Комитет главного попечительства детских приютов. По положению о детских приютах, разработанному в 1839 г. членами комитета – князем В. Ф. Одоевским и графом Д. Н. Блудовым, учреждались губернские, уездные и сельские попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Надзор за детскими приютами в Москве и Санкт-Петербурге возлагался на особые советы. Управление детскими приютами осуществляли попечитель, директор, почётный старшина (материальное обеспечение приюта), смотрительница и её помощница (как правило, она же педагог-воспитатель). В 1846 г. в детских приютах был разрешён ночлег, в 1847 г. – постоянное проживание детей («сиротские отделения»). В 1889 г. из 127 детских приютов только 31 предназначался для приходящих детей, остальные были смешанными. Большинство детских приютов подчинялись Ведомству учреждений императрицы Марии. Существовали также приюты, находившиеся в ведении различных благотворительных обществ, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Министерства внутренних дел). В 1891 г. принято новое положение о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии, по которому в приюты (кроме специально предназначенных для грудных детей) принимались дети не младше 3 лет и оставались там до 12 лет. Была введена программа обучения, принятая для одноклассных сельских школ. При детских приютах могли создаваться ремесленные классы или училища. Однако большинство деБогадельня и детский приют попечительства о бедных Пресненской части 1-го участка. Из книги: Альбом московских городских попечительств о бедных. 1902.тей, выходя из них, не завершали курса обучения и не получали ремесленных навыков в полной мере. Было устроено около 80 сельских детских приютов, где обучали садоводству, огородничеству и другим сельскохозяйственным работам. С 1897 г. создавались приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16–17 лет, где они получали начальное образование, ремесленные и сельскохозяйственные навыки. К 1917 г. на территории России было около 600 детских приютов (около 30 тыс. детей). После 1917 г. детские приюты закрыли. Вновь детские приюты стали возникать в начале 1990-х гг. в качестве государственных учреждений, при религиозных и общественных организациях. С 1995 г. в Российской Федерации создаются «Детские деревни SOS».