Авраамов Арсений Михайлович
Авраа́мов Арсе́ний Миха́йлович (настоящая фамилия Краснокутский) [10(22).4.1886, хутор Малый Несветай, Область войска Донского, ныне Ростовская область – 19.5.1944, Москва], российский композитор, теоретик музыки, изобретатель.
Из семьи казачьего атамана. Учился в Донском кадетском корпусе и Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (1908–1911; важнейшие учителя – И. Н. Протопопов и А. Н. Корещенко). Брал частные уроки композиции у С. И. Танеева. В 1917–1918 гг. правительственный комиссар искусств Наркомпроса РСФСР, один из организаторов Пролеткульта. Преподавал в Московской (1930–1931, факультатив «История и теория тоносистем») и Ростовской (курс теории музыки) консерваториях. Работал в Государственной академии художественных наук (ГАХН) и в Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), после их ликвидации в 1931 г. – в Государственной академии искусствознания (ГАИС). В 1927 г. выступал в Германии с лекциями, пропагандировавшими изобретённую им «универсальную систему тонов» (нем. das universelle Tonsystem; сам Авраамов пользовался сокращением UTS), в основу которой положил деление октавы на 48 микроинтервалов. В конце 1920-х гг. занимался искусственным синтезом звука, изобрёл метод графической записи звука на плёнку путём воспроизведения рисованных геометрических фигур (позднее этот метод использовался на Западе для озвучивания кинофильмов).
Автор знаменитых «гудковых симфоний» (считаются прообразами позднейшей конкретной музыки), исполнением которых руководил в Баку (1922) и Москве (1923) во время празднования памятных революционных дат. В своих исследованиях и экспериментах со звуком предвосхитил концепции звукового пространства Э. Вареза и К. Штокхаузена.
В 1935–1941 гг. жил в Нальчике, записал около 1000 образцов музыкального фольклора народов Северного Кавказа. Авраамов считается одним из основоположников профессиональной музыки Кабардино-Балкарии. Им написаны кантата «Счастье народа» (1936) и ряд оркестровых сочинений, в том числе «Кабардинские симфонические танцы» (1936), «Фантазия на кабардинские темы» (1940), увертюра «Аул Батыр» (1940), все – с использованием фольклорных тем. В 1941–1943 гг. художественный руководитель Русского народного хора, созданного П. Г. Ярковым.
Авраамов – автор нескольких музыкально-теоретических статей и рецензий в различных журналах (преимущественно российских) 2-й половины 1910-х и 1920-х гг. Стремясь преодолеть ограничения равномерной темперации («вину» за внедрение которой Авраамов ошибочно возлагал на И. С. Баха с его «Хорошо темперированным клавиром»), предлагал вернуться к акустически чистой музыке. Для этой цели в 1910-х гг. Авраамов разработал «смычковый полихорд» (конструкция позволяла слегка менять фиксированную высоту звука). Показательна полемика Авраамова с Л. Л. Сабанеевым об «ультрахроматизме» (термин Сабанеева), разразившаяся в 1915–1916 гг. на страницах журнала «Музыкальный современник». Драматизм полемики в том, что оппоненты вкладывали в понятие ультрахроматизма разный смысл. Для Авраамова микротоновые (ультрахроматические) интервалы необходимы в целях акустической коррекции «грязных» созвучий, для достижения идеальной акустической чистоты, недостаточной (по его мнению) в 12-ступенной равномерно темперированной октаве. По Сабанееву, микротоновые интервалы должны приобрести значение самостоятельных структурных единиц в рамках неких (впрочем, им не конкретизированных) «новых ладовых звукорядов» (см. Микрохроматика).