Ноин-Ула
Нои́н-Ула́ (от монг. Ноён уулын – Княжеские горы), курганные могильники в горах Ноён-Ула (Ноин-Ула), приблизительно в 100 км севернее современного г. Улан-Батор (Центральный аймак, Монголия). Расположены в 3 лесистых падях – Гуджиртэ, Цзурумтэ, Судзуктэ. Упоминаются с конца 19 в. (путевые заметки российского исследователя-монголоведа А. М. Позднеева); первые обследования и раскопки российского подданного инженера А. Я. Баллода (1911–1912). Раскопки С. А. Кондратьева и С. А. Теплоухова (при участии Г. И. Боровко) в рамках экспедиции П. К. Козлова 1923–1926 гг. (основные работы в 1924–1925), продолженные А. Д. Симуковым и Г. И. Боровко в 1926 г.; учтено 212 насыпей, изучено не менее 8 «больших» (давших основной материал, сделавший могильники знаменитыми) и 4 «малых» курганов. Бо́льшая часть объектов имеет условную нумерацию, некоторые названы по именам раскопщиков.
Исследования были продолжены Ц. Доржсурэном в 1956 г. и в 1961–1964 гг. (с венгерским археологом И. Эрдейи). Изучалось более 20 объектов (в основном «малые» курганы), в том числе 9 «жертвенников» (ям с конскими костями). В 2006–2011 гг. проводились исследования Монголо-Российской экспедиции под руководством Д. Цэвээндоржа с монгольской стороны и Н. В. Полосьмак с российской. Раскопаны 4 «больших» и несколько «малых» курганов в пади Судзуктэ.
Изученные «большие» курганы имели квадратную в плане насыпь (от 35 × 35 до 14 × 14 м), ориентированную по сторонам света, квадратную могильную яму глубиной 6–13 м (в одном случае 18 м), дромосы (пологие спуски в яму; у «малых» курганов отсутствуют). В яму помещали двойную погребальную камеру. Её стены драпировали тканями, пол устилали коврами, на которые ставили гроб, украшенный драпировкой, золотыми лентами, нашивками (гробы и камеры сделаны из дерева хвойных пород). Инвентарь располагали в «коридорах» («внешних» – пространствах между стенами камер и «внутренних» – между внутренней камерой и гробом). Хотя курганы ограблены в древности, сохранились богатые находки. Большую ценность представляют органические материалы, сохранившиеся благодаря промерзанию грунтов: мех, кожа, войлок, шерстяные ткани, китайские (эпохи Хань) шёлковые ткани, включая полихромный шёлк (в том числе одежда, вотивные знамёна, части драпировок, накосники). Из полихромного шёлка следует выделить уникальный фрагмент погребальной завесы с изображением петухов, гор, грибов и деревьев. Этот фрагмент ткани представляет собой один из наиболее ранних образцов ландшафтного изображения. Аналогичных тканей не было обнаружено в могильнике Мавандуй. Таким образом, орнамент ткани не имеет аналогов в искусстве ханьской эпохи.
В курганах найдены китайские и парфянские вышивки. Китайские вышивки отличаются высоким мастерством исполнения и тонкостью работы. В Древнем Китае они считались самым дорогим и изысканным видом текстильной продукции и исполнялись исключительно из шёлка. Техника тамбурного шва позволяла украсить всю поверхность ткани, использовали и технику глади. Менее сложными в техническом отношении были парфянские вышивки, чаще шерстяными нитками по шерсти, с изображением всадников, человеческих лиц, драпировки «охотник, стреляющий в птицу», в виде шкуры тигра, с фигурками черепах и рыб и др.
Войлочный ковёр (подгробный) имел сложные аппликации: в центре – спиралевидный орнамент, по кайме – сцены борьбы животных (яка с рогатым хищником из семейства кошачьих, грифона с лосем), деревья; край обшит полихромным шёлком.
Также найдены: нефритовые пластины (в том числе с изображением крылатых драконов), янтарные и кварцевые бусы. Фрагменты бронзовых китайских зеркал, навершие зонта и другие части колесниц, фрагменты сосудов, упряжи, украшения сбруи и др., в основном китайской работы; среднеазиатские латунные пряжки; навершие в виде головы волка, бронзовые позолоченные пряжки конской сбруи (чумбурного ремня) и др. Золотые фрагменты лент, нашивки (в том числе розетки, такие же, как деревянные и бронзовые), накладка с изображением лежащего крылатого коня, литое изображение головы быка (с зернью, следами инкрустации и обоюдоострой булавкой сзади) и др. Серебряные пряжки на роговой основе, бляхи с изображениями оленя, яков среди гор и деревьев выполнены в технике выколотки. К деревянным предметам относятся фигура оленя и предметы быта: блюда, сосуды, черпак и др. Изделия из кожи, железа, меди, керамики, камня, рога, стекла, смальты, нефрита, янтаря. Особую группу составляют лакированные китайские изделия, очень высоко ценившиеся в древности. Лаком были покрыты и гроб, и внутренняя часть погребальной камеры. В курганах были найдены и антропологические останки (в том числе волосы), семена, сосновые шишки, птичьи перья.
Ноин-Ула – могильники представителей аристократии хунну и их приближённых. Бо́льшая часть погребального инвентаря – инородного происхождения. К изделиям самих хунну из находок в Ноин-Уле можно отнести только керамику; т. е. это были курганы знати, высоко ценившей привозные товары. Ряд предметов связан с искусством, получившим расцвет в эпоху хуннского господства, в том числе своеобразный звериный стиль, впитавший черты скифо-сибирского звериного стиля, китайского и западного влияния. Предлагались датировки в рамках 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. На двух китайских лаковых чашечках из курганов № 6 и № 20 указаны даты изготовления – 2 и 9 гг. до н. э. соответственно. Возможно, разграбление могил Ноин-Улы начали между 74 и 77 гг. н. э. ухуани, восставшие против хунну. С. С. Миняевым и Ю. И. Елихиной обоснована хронологическая близость курганов и предложена дата в рамках 1 в. н. э. Бо́льшая часть коллекции из Ноин-Улы хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), некоторые предметы – в музеях Монголии, Иркутска, Кяхты. Ю. И. Елихиной в 2017 г. издан полный каталог коллекции Эрмитажа, с распределением находок по курганам. Археологические материалы из Ноин-Улы дают представление о погребальном обряде, хозяйстве, жилищах, домашней утвари, одежде, украшениях, технике обработки различных материалов, оружии, военном деле, изобразительном искусстве, верованиях и международных отношениях гуннов.