Логографы
Логогра́фы (греч. λογογράφος, от λόγος – слово, рассказ, прозаическое сочинение и γράφω – писать), 1) авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы (2-я половина 6–5 вв. до н. э.). Логографы использовали мифы, местные предания для реконструкции древнейшего периода греческой истории, занимались генеалогическими изысканиями, привлекали документальный материал из общественных и храмовых архивов. Изложения логографов чаще всего группировались вокруг отдельных исторических центров. Помимо событий греческой истории логографов интересовали образ жизни и история «варварских» народов; эти произведения часто основывались на личных наблюдениях авторов. От сочинений логографов сохранились только незначительные фрагменты, дошедшие в текстах более поздних авторов. Уже в период античности выделяли две группы логографов: старшие и младшие. Первым логографом считается Кадм Милетский, написавший произведение «Об основании Милета и всей Ионии» (книги 1–4). Акусилаю Аргосскому принадлежит работа «Генеалогии», посвящённая мифологическому периоду. Харон из Лампсака создал «Летопись Лампсака» и «Персидскую историю», доведя описание событий до греко-персидских войн (500–449 до н. э.). Самым известным из старших логографов был Гекатей Милетский, автор «Землеописания» (книги 1–2) и «Генеалогии» (книги 1–4). Труды Гекатея использовались последующими античными авторами (в частности, Геродотом при описании Египта). От произведений Гекатея сохранилось около 370 фрагментов. К старшим логографам относятся также Евгеон Самосский, Евдем Паросский, Деиох Проконесский и др.
Из младших логографов наиболее известны Гелланик Митиленский (около 480–400 до н. э.) и Ксанф Лидийский (около 485–420 до н. э.). Ксанфу Лидийскому принадлежат сочинения «Лидийская история», «Магика» и «Об Эмпедокле»; сохранилось 30 фрагментов его сочинений. Гелланик из Митилены на Лесбосе – автор не менее 30 сочинений, которые обычно разделяют на 4 группы: а) мифографические; б) этнографические; в) хорографические и хронографические; г) труды о переселении народов, основании городов, народных обычаях и именах, изобретениях. Греческую мифологию Гелланик расположил по основным циклам («Форонида», «Атлантида», «Девкалионея», «Асопида», «Троика»), прибегая к рационалистической обработке мифологического материала. Ряд работ посвящён истории «варварских» народов: египтян, персов, скифов, лидийцев, финикийцев. К хронологическим работам относятся «Карнейские победители» и «Жрицы Геры» (святилища богини в Аргосе). Благодаря произведению «Аттида», посвящённому истории Аттики, Гелланик является первым в ряду т. н. аттидографов. От сочинений Гелланика сохранилось около 180 фрагментов. К младшим логографам причисляют также Дамаста Сигейского, Ксеномеда Хиосского и др.
2) В конце 5–4 вв. до н. э. в Афинах профессиональные составители речей для выступлений в суде.