Лисий
Ли́сий (Λυσίας) (459, по другим данным, 445 до н. э. – после 380 до н. э.), древнегреческий оратор и логограф (составитель речей).
Выходец из семьи богатых метеков, переселившихся в Афины из Сиракуз по приглашению Перикла. После смерти отца, владевшего в Пирее оружейной мастерской, отправился в афинскую колонию Фурии, где учился у знаменитого ритора Тисия. В 412 г. до н. э. вернулся в Афины. Происхождение Лисия стало причиной преследований, когда к власти пришло олигархическое правительство «Тридцати тиранов». Бежал в Мегару, его брат Полемарх был схвачен и казнён, а их имущество конфисковано. Помогал демократам оружием и деньгами, за что после падения тирании (в 403 до н. э.) Фрасибул предложил предоставить Лисию гражданство, однако тот его не получил и поэтому не мог сам выступать в суде; занимался сочинением речей на заказ.
Корпус речей Лисия является важным источником по истории, быту и судопроизводству Афин конца 5 – начала 4 вв. до н. э. В древности ему приписывали 425 речей, из которых подлинными считались 233. Под именем Лисия дошло 35 речей (включая фрагменты), причём авторство некоторых из них ставится под сомнение. В них представлены основные виды ораторского искусства: судебное, политическое и эпидейктическое (торжественное) красноречие. К жанру политической речи относят отрывок о политическом устройстве Афин [«О том, что не должно уничтожать унаследованный от отцов государственный строй в Афинах» («Περὶ τοῦ μὴ ϰαταλῦσαι τὴν πάτριον πολιτείαν ’Αθήνησι»)] и речи, в которых фигурируют афинские деятели эпохи [«Против Эратосфена» («Κατὰ ’Ερατοσθένους»), «Против Эпикрата» («Κατὰ ’Επικράτους»), «Против Никомаха» («Κατὰ Νικομάχου»)]. Эпидейктические речи Лисия – «Олимпийская» («’Ολυμπιακός», 388 до н. э.), содержащая прославление панэллинской идеи и предостережение против тирана Сиракуз Дионисия Старшего, и «Надгробное слово» («’Επιτάφιος»), посвящённая памяти павших в Коринфской войне.
В судебных речах Лисий выстраивал риторическую аргументацию в соответствии с принципами правдоподобия и уместности. Славился искусством этопеи. С точки зрения античной теории стилей, его речи – пример «простого» стиля: их отличает чистота языка, ясность и краткость, хотя в некоторых пассажах для усиления патетики используется обилие риторических фигур, а для имитации живой речи – разговорные формы и анаколуфы. Известные судебные речи Лисия – «За инвалида» («‘ϒπὲρ τοῦ ἀδυνάτου») о предоставлении пенсии, «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена» («‘ϒπὲρ τοῦ ’Ερατοσθένους φόνου ἀπολογία») в защиту обманутого мужа, «О священной маслине» («Περὶ τοῦ σηϰοῦ»). Структура речей традиционна, но Лисий избегает общих мест и демонстрирует психологическое мастерство в выборе средств. Вступления всегда оригинальны, повествовательные части отличаются живостью и наглядностью в деталях, аргументация в доказательной части демонстрирует тонкое знание законов и часто оттеняется патетическими обращениями к судьям, эпилоги предельно кратки.
У Лисия было много последователей; его речи стали образцом аттического стиля. Входит в составленный александрийскими грамматиками канон десяти аттических ораторов.