Волгоградская область. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Волгогра́дской о́бласти, ведущая отрасль хозяйства субъекта Российской Федерации, обеспечивающая оказание некоммерческих и коммерческих услуг и характеризующаяся разветвлённой структурой и значительными масштабами деятельности.
Доля сферы услуг (без строительства) в структуре валового регионального продукта (ВРП) Волгоградской области составляет 53,6 % (2021). Структура сферы услуг по секторам (доля в ВРП; %; 2021): оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – 13,3, операции с недвижимостью – 11,2, государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение – 7,2, транспортировка и хранение – 5,0, здравоохранение и социальные услуги – 4,8, образование – 3,2, научная деятельность – 2,9, информация и связь – 1,9, административная деятельность – 1,6, культура, спорт, организация досуга и развлечений – 0,9, гостиничное хозяйство и система общественного питания – 0,8, финансовые и страховые услуги – 0,2, другие услуги – 0,6.
Доля строительства в ВРП Волгоградской области – 4,7 % (2021; 49 421,2 млн руб.).
Объём строительных работ – 106 243,9 млн руб. (2022; в 2015 – 86 190,1 млн руб.; в 2010 – 45 481,9 млн руб.; в 2005 – 20 690,0 млн руб.). Строительные работы осуществляют главным образом частные компании (93,5 %; 2022). В 2022 г. общая площадь построенных жилых домов составила 798,5 тыс. м2 (в 2015 – 912 тыс. м2; в 2010 – 667 тыс. м2; в 2005 – 515 тыс. м2), из них 63,6 % возведено за счёт собственных и привлечённых средств населения (в 2015 – 53,2 %; в 2010 – 48,7 %; в 2005 – 39,8 %), 36,4 % – организациями всех форм собственности (почти полностью – частными организациями). Введено в строй 9335 квартир (2022; в расчёте на душу населения – 3,8 квартиры на 1 тыс. жителей; в 2015 – 11 316 квартир; в 2010 – 7337 квартир; в 2005 – 5623 квартиры).
Ведётся строительство зданий общеобразовательных (средних школ) и дошкольных образовательных организаций (детских садов); в 2022 г. первых сдано в эксплуатацию на 1000 ученических мест (в 2019 – на 1340 мест; в 2015 – на 328 мест; в 2010 – на 60 мест), вторых – на 620 мест (в 2020 – на 1380 мест; в 2010 – на 40 мест).
Оборот оптовой торговли – 531 683 млн руб. (2022; в 2015 – 539 277 млн руб.; в 2010 – 139 205 млн руб.; в 2005 – 105 505 млн руб.), в том числе организаций оптовой торговли – 76,2 % (404 895 млн руб.). Индекс оборота оптовой торговли в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 95,0 %.
Оборот розничной торговли – 538 704,9 млн руб. (2022; в 2015 – 346 899,7 млн руб., в 2010 – 225 497,0 млн руб., в 2005 – 101 536,0 млн руб.); в расчёте на душу населения – 217,1 тыс. руб. [в среднем в России – 290,5 тыс. руб., в Южном федеральном округе (ЮФО) – 288,0 тыс. руб.]. Индекс оборота розничной торговли в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 98,2 %.
На долю торговых учреждений, находящихся в частной собственности, приходится 88,0 % оборота розничной торговли (2022), в государственной и муниципальной собственности – 2,2 %, других форм собственности – 9,8 %. Торговые организации формируют 94,6 % оборота розничной торговли (2022; их доля увеличивается: в 2015 составляла 92,7 %, в 2010 – 87,4 %, в 2005 – 83,3 %), розничные рынки и ярмарки – 5,4 %. В 2022 г. в Волгоградской области действовали 1316 ярмарок, из них 1003 были универсальными, 223 специализировались на продаже в основном продовольственных товаров, 53 – в основном непродовольственных товаров, 37 были прочими специализированными. Суммарный товарооборот розничных рынков и ярмарок – 29 118 млн руб. (2022; в 2015 – 25 374 млн руб.; в 2010 – 28 470 млн руб.; в 2005 – 16 978 млн руб.).
Структура оборота розничной торговли: пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия – 47,8 % (2022; в 2015 – 51,1 %), непродовольственные товары – 52,2 % (в 2015 – 48,9 %). Структура розничных продаж продовольственных товаров по видам (от общего оборота розничной торговли в области; 2022): молоко и молочные продукты 3,9 % (в РФ – 4,5 %), мясо и мясные продукты 2,8 % (3,2 %), рыба и морепродукты 1,4 % (2,0 %), сахар 0,9 % (0,9 %), животные масла 0,6 % (0,8 %) и растительные масла 0,5 % (0,6 %); непродовольственных товаров: одежда 3,8 % (4,8 %) и обувь 1,8 % (2,1 %). Продажа спиртосодержащих напитков (тыс. дал; 2022): вина 1247,1 (из них 22,5 % – игристые вина и шампанское), водки и ликёро-водочной продукции 1016,9, коньяка 150,2, пива 9861,6.
Оборот розничной торговли по торговым сетям составляет 40,9 % от общего оборота розничной торговли (2022; в 2015 – 31,4 %; в 2010 – 22,3 %). Действуют магазины как региональных торговых сетей: «Покупочка» (с «ПокупАЛКО»; под контролем компании «Тамерлан»), «Радеж» (в структуре одноимённой компании; обе сети открыли филиалы в соседних регионах ЮФО) и «Квадрат» (подразделение одноимённой компании), так и федеральных: «Магнит» («Магнит Экстра» и «Магнит Семейный»), «Дикси» (обе сети – в структуре компании Marathon Group), «Пятёрочка», «Чижик», «Перекрёсток», «Карусель» (все четыре сети – филиалы компании X5 Group), «Лента» (отделение одноимённой компании), «О’кей» (под контролем компании «О’кей групп»), «Ашан» (в собственности французской компании Auchan Holding), Selgros (под управлением германской компании Cash & Carry) и др.
Крупнейшие торговые (торгово-развлекательные) центры области – в г. Волгоград: «Акварель» (2013; общая площадь – 121,8 тыс. м2), «Мармелад» (2012, до 2018 – «КомсоМолл»; 104,0 тыс. м2), «Парк Хаус» (2003; 55,0 тыс. м2), «Европа Сити Молл» (2008; 50,0 тыс. м2) и «Ворошиловский» (ведёт историю с 1975, в 2008 открыт после реконструкции; 48,0 тыс. м2), в г. Волжский: «ВолгаМолл» (2008; 46,0 тыс. м2), «ПланетаЛето» (2010; 24,0 тыс. м2) и «Идея» (2015; 15,0 тыс. м2).
Объём платных услуг населению в Волгоградской области составляет 165 064 млн руб. (2022; в 2015 – 131 504 млн руб.; в 2010 – 85 380 млн руб.; в 2005 – 32 539 млн руб.), в расчёте на душу населения – 66,5 тыс. руб. (40-е место среди субъектов РФ; для сравнения, в среднем в России – 88,1 тыс. руб., в ЮФО – 94,1 тыс. руб.). Индекс объёма платных услуг населению в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 106,2 %. Структура платных услуг населению по видам (%; 2022): коммунальные 20,5, бытовые 13,9, телекоммуникационные 13,7, транспортные 13,6, медицинские 10,5, образовательные 7,7, жилищные 6,5, другие 13,6.
Объём бытовых услуг населению – 22 916 млн руб. (2022; в 2015 – 16 563 млн руб.; в 2010 – 11 207 млн руб.; в 2005 – 2640 млн руб.), в расчёте на душу населения – 9,2 тыс. руб. (33-е место среди субъектов РФ; в среднем в России – 10,1 тыс. руб., в ЮФО – 14,3 тыс. руб.). Главные статьи расходов на бытовые услуги населению (%; 2022): техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 33,3, ремонт и строительство жилья и других построек 19,1, парикмахерские и косметические услуги 14,2.
Объём транспортных услуг населению – 22 369 млн руб. (2022), в расчёте на душу населения – 9,0 тыс. руб. (37-е место среди субъектов РФ); объём телекоммуникационных услуг населению – 22 532 млн руб., в расчёте на душу населения – 9,1 тыс. руб. (29-е место).
Оборот системы общественного питания составляет 19 079,1 млн руб. (2022; в 2015 – 10 157,2 млн руб.; в 2010 – 7070,2 млн руб.), в расчёте на душу населения – 7,7 тыс. руб. (больше, чем в 2015, на 92,5 %). Индекс оборота общественного питания в 2022 г. по отношению к 2021 г. составил 101,8 %.
В Волгоградской области зарегистрировано 459 коллективных средств размещения (гостиниц, хостелов и т. п., 2021; в 2015 – 325; в 2010 – 205; в 2005 – 138), услугами которых воспользовались 730 тыс. человек (513 тыс., 398 тыс. и 348 тыс. человек соответственно).
В области действуют 169 туристических компаний (2021; в 2015 – 255 компаний; в 2010 – 65 компаний; в 2005 – 59 компаний), которые реализовали населению 35,2 тыс. турпакетов (29,8 тыс., 26,4 тыс. и 10,6 тыс. турпакетов соответственно). Туры по территории России совершили 36,7 тыс. жителей Волгоградской области (2021; в 2015 – 43,5 тыс. жителей; в 2010 – 19,0 тыс. жителей; в 2005 – 15,6 тыс. жителей), в зарубежные страны – 33,7 тыс. жителей (31,6 тыс., 21,1 тыс. и 5,4 тыс. жителей соответственно).
Наиболее популярные виды туризма в Волгоградской области: культурно-познавательный, круизный, активный [в том числе спортивный (гребля на байдарках и т. п.), рыболовный и др.] и экологический.
Важнейшие объекты культурно-познавательного туризма: Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» [2007; в его составе Музей-панорама «Сталинградская битва», Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (1967), Мемориально-исторический музей (Музей обороны Царицына; 1937) и Музей «Память» (2012; в подвальной части здания Центрального универмага)], руины мельницы имени Гергардта и «Дом Павлова» в г. Волгоград, Мемориальное кладбище русских и немецких солдат близ села Россошка (Городищенский муниципальный район), Усть-Медведицкий в честь Преображения Господня монастырь (г. Серафимович).
Среди объектов экологического туризма – природные парки «Волго-Ахтубинская пойма» (2000; Среднеахтубинский, Ленинский и Светлоярский муниципальные районы), Донской (2001; Иловлинский муниципальный район), «Цимлянские пески» (2003; Чернышковский муниципальный район), Усть-Медведицкий (2005; Серафимовичский муниципальный район), Щербаковский [2002; Камышинский муниципальный район; с отвесной стеной Столбичи (общая длина около 200 м, высота до 50–55 м); на берегу Волгоградского водохранилища], Нижнехопёрский (2003; Кумылженский, Алексеевский и Нехаевский муниципальные районы) и Эльтонский (2001; Палласовский муниципальный район; с солёным озером Эльтон).