Вернер Ильза
Ве́рнер И́льза (нем. Ilse Werner; урождённая Ильза Шарлотта Стилл, нидерл. Ilse Charlotte Still) (11.7.1921, Батавия, ныне Джакарта – 8.8.2005, Любек), немецкая киноактриса и эстрадная певица.
Отец – голландец Отто Стилл (1877–1956), владевший в Голландской Вест-Индии плантациями, мать – немка Лилли Вернер. В 1931 г. семья переехала во Франкфурт-на-Майне, в 1936 г. – в Вену, где Ильза некоторое время училась в театральной школе Макса Рейнхардта (ныне входит в состав Венского университета музыки и исполнительского искусства). С того же года в качестве сценического псевдонима использовала фамилию матери. Специального музыкального образования не получила.
Расцвет карьеры Вернер пришёлся на годы Третьего рейха. В 1938–1945 гг. активно снималась в кино, первый значительный фильм – «Фрау Сикста» («Frau Sixta», режиссёр Г. Учицки, 1938). Сыграла главную роль певицы Женни Линд в фильме «Шведский соловей» («Die schwedische Nachtigall»; режиссёр П. П Брауэр, 1941). Песни «Wir machen Musik» («Мы делаем музыку»; творческая «эмблема» Вернер) и «Ich hab dich und du hast mich» («У меня есть ты и у тебя – я») из мюзикла «Wir machen Musik» (режиссёр Х. Койтнер, 1942) были записаны на пластинки и обрели всенародную популярность в Германии. Среди других фильмов (всего около 25): «Милый друг» («Bel Ami», экранизация одноимённого романа Г. де Мопассана, с участием О. К. Чеховой; режиссёр В. Форст, 1939), «Большая свобода № 7» («Große Freiheit Nr. 7», с Х. Альберсом; режиссёр Х. Койтнер, 1944), «Странная фрейлейн Сильвия» («Das seltsame Fräulein Sylvia», режиссёр П. Мартин, 1945). После Второй мировой войны продолжала сниматься в кино, однако прежнего успеха не имела, поскольку созданный ею образ женщины, востребованный в культуре Третьего рейха, вышел из моды. Последний кинофильм с большой ролью – «Госпожа из Зёльдерхофа» («Die Herrin vom Sölderhof», режиссёр Ю. фон Альтен, 1955).
В вокальных интерпретациях (особенно часто в конце 1930-х и в 1940-е гг.) использовала художественный свист, прославилась как мастер этой техники, например, в песнях «Ja, das ist meine Melodie» («Да, это моя мелодия»), «Fips, der Pfeifer» («Фипс, свистун»), «Otto».
Вернер много выступала по радио в прямом эфире, в том числе в 1939–1941 гг. – в программе «Wunschkonzert für die Wehrmacht», которая играла важную роль в нацистской пропаганде. В 1944 г. включена в список «незаменимых» артистов фюрера (т. н. Gottbegnadeten-Liste). После Второй мировой войны подверглась временному запрету на профессию. В 1949–1952 гг. жила в США, затем вернулась в Германию (получила гражданство ФРГ в 1955), где до 2000 г. выступала как актриса и певица на телевидении (тематические программы, эстрадные концерты, телесериалы).
Написала две книги мемуаров (в 1943 и 1981). В 2010 на лейбле Master Classics Records вышел CD с её записями («The very best of 1940–1951»; компиляция), в 2011 г. на лейбле Duo-Phon-Records – CD с грамзаписями певицы 1944–1953 гг. («Pfeifen muss ich»; все записи отреставрированы).
Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (крест заслуг 1-й степени, 1983).