Вейс Иоганн
Вейс Иога́нн (Johannes Weiss) (13.12.1863, Киль, Дания, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия – 24.8.1914, Гейдельберг, ныне земля Баден-Вюртемберг), немецкий протестантский теолог и библеист. Родился в семье известного библеиста, специалиста по Новому Завету Б. Вейса. Изучал теологию в Марбургском (1882), Берлинском (1882–1884) и Гёттингенском (1884–1886) университетах. Преподавал в Гёттингене: с 1888 г. получил право на чтение лекций; в 1889 г., по причине болезни А. Ричля, читал лекции по догматике на основе его конспектов. С 1890 г. экстраординарный профессор кафедры Нового Завета; здесь ему присуждена степень доктора теологии. В дальнейшем – профессор университетов г. Марбург (1895–1908) и Гейдельберга (с 1908 и до конца жизни).
В своей диссертации о «Послании Варнавы» (Weiss. 1888) Вейс исходил из нового понимания этого текста – он признавал его явный эсхатологический характер; термин «Царство Божие» (греч. ἡ βασιλεία τοῦ θεοῦ) указывает на эсхатологическое царство Бога, которое ожидается только в будущем. Данный метод Вейс последовательно использовал и в более поздних работах – в книге «Речь в притчах у Марка» («Parabelrede bei Markus», 1891) и в комментарии к Евангелиям от Марка и Луки (Die Evangelien des Markus und Lukas. 1892), но окончательный вид он получил в небольшой брошюре «Проповедь Иисуса о Царстве Божьем» (Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes. 1892), в которой идейный мир Нового Завета описывается как полностью детерминированный эсхатологическими представлениями. Работа вызвала оживлённую дискуссию о смысле термина «Царство Божие» во времена Иисуса: столкнулись 2 альтернативные позиции, и эсхатологическое, ориентированное на будущее, понимание этого термина противопоставлялось образу постепенно растущего Царства Божия, которое началось уже в настоящем.
Вейс доказывал, что в проповеди Иисуса Христа пришествие Царства Божия не связано с нравственными усилиями людей, а мыслится исключительно как действие Бога, приближающее конец истории. В центре провозвестия Христа – Бог как суверенный владыка, а Царство Божие представлялось как «врывающаяся в историю божественная буря, разрушающая и обновляющая. Человек не может ни вызвать эту бурю, ни повлиять на нее» (Weiss. 1892. S. 5). Царство Божие в провозвестии Иисуса понимается как близкое, но ещё не наступившее; там, где Иисус говорит о нём как об уже наступившем, речь идёт о моментах пророческого вдохновения. Этим ожиданием определены и этические наставления Иисуса, его претензия быть Сыном Человеческим также направлена в будущее.
Вейс не ограничивался строго эсхатологическим толкованием проповеди Иисуса, он утверждал, что в современной ему теологии понятие «Царство Божие» используется совершенно в ином смысле. Он дистанцировался прежде всего от учения своего наставника, А. Ричля, наиболее авторитетного представителя либеральной интерпретации понятия «Царство Божие» в евангелической теологии. Ричль понимал спасительное деяние Бога во Христе как предпосылку для достижения конечной цели – Царства Божия, которое мыслилось как социально-нравственная величина. Вейс ставил перед собой цель вновь установить первоначальный исторический смысл, который Иисус связывал со словами «Царство Божие», и очистить его таким образом от современных, чуждых представлениям Иисуса элементов. Либеральные теологи полагали, что этическое толкование этого понятия может опираться на историко-критическую экзегезу Нового Завета, но работа Вейса это опровергла.
Для него литературный и литературно-исторический аспект толкования новозаветных текстов был в центре экзегетического подхода. Вейс уже разрабатывал терминологию, которая впоследствии утвердилась в рамках метода анализа жанровых форм текста (нем. Formgeschichte/Formkritik), поэтому он считается одним из его предтечей. Он применял этот метод в процессе исследования отдельных перикоп Нового Завета, например в Евангелии от Матфея (Мф 11:25–30) (впоследствии Р. Бультман и К. Л. Шмидт проанализировали таким образом весь текст Евангелий). Вопрос о литературной форме связан у Вейса также с исследованием «тона» текстов: передача «вибраций души» становится важной задачей экзегезы, вопрос здесь ставится об эмоциональном происхождении текстов и их традициях, хотя более поздний технический термин «место в жизни» он ещё не использовал.
Вейса часто также рассматривают как одного из основателей школы истории религий, хотя в вопросе об идейных влияниях на развитие первоначального христианства он отводил главную роль пророческо-иудейской традиции и второстепенную – синкретическим религиям того времени. В то же время Вейс отмечал значительное влияние стоицизма (жанра стоико-кинической диатрибы) на формирование мышления и терминологию апостола Павла в период его обучения в Тарсе.