Ведомое звено механизма
Ведо́мое звено́ механи́зма, звено в составе механизма, к которому в данный момент времени приложены внутренние силы, приводящие его в возвратно-поступательное или возвратно-вращательное движение. Остальные звенья данного механизма в рассматриваемый момент времени могут являться как ведущими, так и ведомыми. При решении обратной задачи динамики механизмов законы движения выходных ведомых звеньев являются заданными и требуется найти законы движения входных ведущих звеньев.
На рис. 1, а, звено, образующее со стойкой вращательную кинематическую пару, совершает возвратно-вращательное движение, но не выполняет полный оборот. Такое звено механизма называют коромыслом. Ведомые звенья, осуществляющие движения, для воспроизведения которых создаётся тот или иной механизм, называются выходными (более ранний вариант названия – рабочие, или исполнительные). Для ведомого звена сумма элементарных работ внешних сил, приложенных к нему, отрицательна или равна нулю; таким образом, мощность внешних сил, приложенных к такому звену, не положительна.
Для вращающегося ведомого звена (рис. 1, а) вращающий момент и угловая скорость направлены в противоположные стороны. Аналогично для поступательно движущегося ведомого звена (рис. 1, б) проекция вектора силы на направление движения ведомого звена и его линейная скорость также направлены в противоположные стороны.
Обычно выходное звено механизма является также ведомым. Однако в процессе движения механизма одно и то же выходное звено может быть ведомым или ведущим. Например, ведущее колесо гусеничного движителя при использовании электромеханической трансмиссии при движении на ровном участке, при разгоне или движении в гору выполняет функцию ведущего звена. В случае торможения это колесо становится ведомым звеном и участвует в выполнении функции рекуператора механической энергии, который отдаёт механическую энергию в накопитель электрической энергии, например аккумуляторную батарею электрохимического, электромеханического или комбинированного типа. В последнем случае повышается коэффициент полезного действия гусеничного движителя за счёт восполнения заряда в аккумуляторной батарее.