Ведущее колесо гусеничного движителя
Веду́щее колесо́ гу́сеничного дви́жителя (ведущая звёздочка), деталь машины, осуществляющая перематывание гусеничной ленты и преобразовывающая собственное вращательное движение в поступательное движение гусеничной или полугусеничной машины. Как правило (за исключением гусеничных движителей с фрикционным зацеплением), конструктивно представляет собой разновидность звёздочки.
Звёздочка (цепное колесо) – профилированное колесо с зубьями, которые входят в зацепление с цепью, гусеничной лентой или с другими деталями машины, имеющими выемки или зазубрины. Звёздочки отличаются от зубчатых колёс тем, что никогда не входят в зацепление друг с другом непосредственно, и от шкивов – тем, что у звёздочек есть зубья, в то время как шкивы имеют гладкие обода.
В зависимости от типа зацепления звёздочки с гусеничной лентой различают три типа ведущих колёс – цевочного, гребневого и фрикционного зацепления.
Ведущее колесо цевочного зацепления состоит из двух зубчатых венцов и расположенной между ними ступицы. Ведущими элементами при этом являются зубцы венца колеса, входящие в специальные вырезы трака и упирающиеся в стенку выреза, называемую цевкой (подробнее см. в статье Ведущее звено механизма). Преимущество данной схемы заключается в возможности делать звенья гусеницы более лёгкими и компактными, чем при гребневом зацеплении (Гусеницы. Зацепление гусениц ... 1954. С. 125–129).
Ведущее колесо гребневого зацепления состоит из двух дисков и зубчатого венца меньшего диаметра либо нескольких небольших роликов, размещённых между ними. Траки для зацепления с ведущим колесом имеют массивные гребни на внутренней стороне (Гусеницы. Зацепление гусениц ... 1954. С. 125–129).
Ведущее колесо фрикционного зацепления имеет гладкую поверхность и перематывает гусеницу лишь за счёт силы трения. Данная схема была широко распространена в межвоенный период, однако уже во время Второй мировой войны в силу присущих ей недостатков практически вышла из употребления; ныне применяется лишь на некоторых моделях гражданских вездеходов.