Валиха
Вали́ха (малагасийск. valiha), малагасийский струнный щипковый музыкальный инструмент; трубчатая цитра.
Известна на о. Мадагаскар с 9 в. Название связывают с санскритским термином vadya, объединяющим группу священных инструментов в «Натьяшастре», «Панчатантре» и других индуистских трактатах. В придворной культуре государств Мадагаскара 16–17 вв. исполнительство на валихе заняло центральное место и заложило основы национального профессионального музыкального образования.
Корпус валихи изготавливается из отрезка полого бамбукового ствола длиной 60–120 см, диаметром 7–10 см, часто украшается орнаментом, имеющим ритуальную семантику. На корпусе с помощью ремней (из кожи антилопы) закреплены стальные струны – от 12 до 24. Такой инструмент используется в современной светской и развлекательной музыке не только как сольный, но и в ансамблях с традиционными барабанами и идиофонами (например, т. н. посох дождя), с гитарой, электрогитарой, другими инструментами европейского происхождения, в том числе как сопровождение пения.
В старинных образцах в качестве струн использовались отделённые от ствола бамбуковые волокна. Такой инструмент был по преимуществу однострунным, с мягким звучанием; в традиционных религиозных церемониях он мог применяться для призыва духов предков.
Разновидности валихи в локальных традициях Мадагаскара многообразны, и наряду с архаическими существуют образцы, выполненные из подручных материалов. Например, в провинции Туамасина встречаются валихи с корпусом в форме параллелепипеда, изготовленным из кровельного железа. У кочевников антандруй на юго-западе острова известны валихи из сосновых планок со струнами из кабельных жил (маро-вани).
На валихе играют двумя руками. В зависимости от размера инструмент может находиться в разных позициях: диагональной или вертикальной (зажимается ногами), горизонтальной (лежит на одном или обоих коленях), вертикальной или горизонтальной (удерживается в подвешенном состоянии с помощью ремня, перекинутого через плечо или спину).
Строй инструмента с течением времени менялся. Традиционный бесполутоновый гексахорд уступил место октавному звукоряду европейского типа, однако продолжает ассоциироваться с репертуаром для валихи (даже исполняемым на гитаре). Настройка индивидуальна для каждого инструмента. На современной валихе звукоряд «собирается» из тонов, извлекаемых правой и левой рукой попеременно с каждой стороны корпуса (в этом отношении он напоминает звукоряд ламеллафона мбира).
Среди музыкантов 20 в. выделяются двое самых известных исполнителей на этом инструменте. Ракотозафи (1933–1974) – основоположник современной музыки Мадагаскара, работал на национальном радио, выпустил первые альбомы с записями ансамбля разных инструментов (сам он играл на 24-струнной валихе в двух разных строях). Бенджамин Сильвестре Рандафисон (1928–2003) – виртуоз и экспериментатор, изготавливал уникальные образцы инструментов с индивидуальным строем, сделал более 1 тыс. записей и вывел исполнительство на валихе на международный уровень.