Мадагаскар. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Мадагаска́ра. Музыкальная культура Мадагаскара близка культуре государств Маврикий, Реюньон, Коморские Острова, Сейшельские Острова. Восходит к культуре протомалагасийцев, в середине 1-го тыс. н. э. ассимилировавшей традиции коренных жителей острова – выходцев из Восточной Африки. С 10–11 вв. значительное влияние на музыку Мадагаскара оказывала арабо-мусульманская культура; распространилась игра на лютнях кабуси и луканга. Основные носители музыкальной культуры – малагасийцы.
Важная роль отводилась музыке в государствах, существовавших в 14–18 вв. на территории Мадагаскара: Имерина (церемониальная музыка, музыкальные представления), Менабе (придворные женские хоры) и др.; при дворах вождей сложились профессиональные традиции вокального и инструментального музицирования. Сохранился один из самых ярких традиционных инструментальных стилей – мпамадина (игра на трубчатой цитре валиха), среди его представителей – виртуоз Ракутузафи (1960-е гг.) и Радзери (с 1990-х гг.).
В 19 в. в Мадагаскар проникла западноевропейская музыка, получили распространение фортепиано, аккордеон, скрипка, гитара, мандолина. В Малагасийском королевстве развивались светские формы музицирования, король Радама II (правил в 1861–1863) сочинял пьесы для фортепиано. Известны музыкально-поэтические состязания хаин-тени, ритуальное пение беко-бе, музыкально-танцевальная форма цикидола и др. Деятельность британских миссионеров в начале 19 в. и французская колонизация (1896–1960) способствовали появлению элементов христианской культуры: распространились жанры и формы европейской культовой музыки, которая также проникла в местные обряды. В колониальный период создавались духовые оркестры, открывались музыкальные школы, была введена европейская нотация. Элементы традиционного малагасийского и французского эстрадного театра объединились в музыкально-театральный жанр хира-гаси. Во время национальных праздников звучат песни социальной тематики – вакисова, в числе исполнителей этого жанра – певцы Дама Махалеу (Зафимахалеу Расулуфундраусулу; род. 1954) и Росси (Поль Берт Рахасиманана; род. 1960).
В начале 20 в. зародилась композиторская школа, среди её представителей – Дз. Д. Рамбеманатара, Б. Рабаридзауна. Большой вклад в поддержание национальных традиций в 1970–1990-е гг. внёс композитор и флейтист Ракуту Фрах (Филибер Рабезуза; 1923–2001). Он и Национальный ансамбль песни и танца Мадагаскара в 1970-е гг. побывали на гастролях в СССР. В 1980-е гг. появляются общие и региональные стили малагасийской музыки для разных инструментов. Стиль вакудзазана появился в результате взаимодействия национальных традиций Мадагаскара и афроамериканского джаза. Популярна джаз-группа Jenny Raharivola the Family.
Музыкальные дисциплины преподаются на факультете искусств и гуманитарных наук в Университете Антананариву (1961).