Вадуд Амина
Ваду́д Ами́на (Amina Wadud; до принятия ислама – Мэри Тизли, Mary Teasley) (род. 25.9.1952, Бетесд, штат Мэриленд, США), специалист в области гендерных исследований, исламовед, первая женщина-имам, представительница исламского феминизма. Родилась в семье священника-методиста берберо-арабского и африканского происхождения. По собственному признанию, страдала от расовой дискриминации с самого детства. В 1972 г. во время учёбы на бакалавра по педагогике в университете Пенсильвании приняла ислам, взяв имя Амина. Закончила магистратуру по специальности «ближневосточные исследования» в Мичиганском университете, там же получила степень доктора философии по исламоведению и арабскому языку (1988). Вадуд начала изучать арабский язык в начале 1970-х гг., затем некоторое время жила в Ливии, где, по её собственным словам, стала бегло говорить на языке. Этому способствовала и практика преподавания в частных исламских школах. Во время получения докторской степени уехала в Египет, где окончила продвинутый курс арабского языка в Американском университете в Каире, курсы по изучению Корана и тафсира в Каирском университете и курс по философии в Аль-Азхаре. После окончания учебы преподавала в Международном исламском университете в Малайзии до 1992 г. Там же присоединилась к организации «Сёстры в исламе», где организовала книжный клуб в Куала-Лумпуре, на котором читала Коран вместе с женщинами, используя собственные методы его интерпретации. По итогам данных занятий был опубликован ряд эссе, например «Позволено ли мужу-мусульманину бить свою жену?», «Ислам и полигамия», в которых ставились под сомнения представления о положении женщин в исламском обществе и семье. В 2009 г. «Сёстры в исламе» организовали движение MUSAWAH, консультантом которого является Вадуд. Адъюнкт-профессор Университета содружества Вирджинии на факультете философии и религиоведения (1992–2008), приглашённый профессор в Центре религиозных и межкультурных исследований Университета Гаджа Мада в Индонезии (с 2008).
Вадуд стала первой в истории женщиной-имамом; провела первую совместную пятничную молитву для мужчин и женщин 18 марта 2005 г. Церемония состоялась в епископальной церкви Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Событие получило широкую огласку в американской и международной прессе и вызвало многочисленные протесты в мусульманском сообществе. Религиозными исламскими лидерами, например шейхом Юсуфом аль-Кардави, были выпущены фетвы, запрещающие проводить молитвы женщинами и осуждающие мужчин, которые участвовали в коллективной молитве Вадуд. Свои позиции они выразили в статьях и комментариях, например Юсуф аль-Кардави – в «О проведении женщинами смешанной пятничной молитвы»; шейх Мухаммад Имдад Хуссейн Пирзада – в «Может ли женщина быть имамом?»; шейх Хамза Юсуф – в «Женщины, проводящие коллективные молитвы, и ибн Таймия». Однако аль-Кардави и шейх Абу аль-Фадль признают за женщинами право проведения молитв для женщин, при этом аль-Фадль уточняет, что если в молитве участвуют мужчины, то они должны стоять не за спиной женщина-имама, а рядом. Роль Вадуд как исламского имама была поддержана американскими исламскими ассоциациями, например Союзом прогрессивных мусульман США (англ. the Progressive Muslim Union), «Мусульманин Проснись!» (англ. MuslimWake-up!) и др. В 2005 г. Амина Вадуд выступила на Международном конгрессе исламского феминизма в Барселоне и получила предложение занять пост имама общины из 30 человек. В 2013 г. запланированная в Индии лекция «Гендер и реформы в исламе» была сорвана из-за заявлений официальных лиц о возможных проблемах с правопорядком со стороны мусульманских активистов.
В 2017 г. получила грант организации Arcus Foundation, которая борется с религиозной гомофобией и поддерживает религиозных лидеров, выступающих за гендерное равенство, добивается поддержки мусульманских организаций, в особенности в Юго-Восточной Азии. В рамках гранта Вадуд возглавила трёхгодичный проект в школе «Старр Кинг» (англ. Starr King for the Ministry) «Исламские первоисточники: сексуальная ориентация и гендерная идентичность», целью которого стало составление комментария к исламским текстам, который бы доказал наличие связи между их консервативными интерпретациями и дискриминационными практиками по вопросам гомосексуализма.
Автор нескольких книг и многочисленных публикаций. Известна продвижением т. н. феминистской экзегезы, герменевтического подхода, при помощи которого автор трактует коранические термины, связанные с понятиями справедливости и гендера. Две основополагающие монографии, выдержавшие несколько переизданий, посвящены в том числе равноправию полов в Коране: «Коран и женщина: взгляд на Священный текст с женской перспективы» (1999), «Внутри гендерного джихада: реформа в исламе» (2006). Книга «Коран и женщина» была переведена на итальянский, арабский, датский, испанский, персидский, турецкий и индонезийский языки. В основе экзегезы Вадуд лежат следующие ключевые понятия: понимание Бога как «Того, Кто не притесняет», человека как наместника Бога и представление о справедливости как об отсутствии угнетения кого-либо. Исследовательница считает, что положение и статус женщин в традиционном мусульманском обществе не обусловлены текстом коранического писания, но являются следствием его искажённого толкования: в исторической перспективе понимание смысла Корана зависит от конкретного общества. По этой причине необходимо восстановить его подлинный смысл, для чего автор предлагает критику традиционной методологии тафсиров. На основании предложенного герменевтического подхода Вадуд делает вывод, что Коран не запрещает женщинам быть имамами или руководителями молитвы и тем более не указывает, что ими должны быть только мужчины.
Вадуд считается одной из наиболее известных представительниц исламского феминизма: часто выступает с лекциями и даёт интервью ведущим СМИ. В 2007 г. о ней был снят документальный фильм «Благородная борьба Амины Вадуд» (режиссер Э. Сафари). Её работы служат предметом для самостоятельных исследований специалистов в области гендера и ислама.
В публичном пространстве Вадуд определяет себя как носителя небинарной гендерной идентичности. У неё пятеро детей и трое внуков; живёт в Окленде, в Калифорнии.