Уоттерсон Билл
Уо́ттерсон Билл [Уильям Бойд (Билл) Уоттерсон II, William Boyd (Bill) Watterson II] (род. 5.7.1958, Вашингтон, округ Колумбия), американский художник комиксов, автор популярной серии стрипов «Кельвин и Хоббс» (1985–1995). За время публикации комикс был напечатан более чем в 2400 газетах, а общее число эпизодов серии составило 3100 (Campanelli. 2010). Благодаря большому успеху у читателей и устойчивому интересу к комиксу со стороны академических исследователей Уоттерсона стали называть «последним мастером газетного комикса», а стрип «Кельвин и Хоббс» – «последним великим газетным комиксом» (Suellentrop. 2005). Художник известен острой критикой синдикации и лицензирования комиксов, усилиями по развитию и усложнению газетного стрипа как вида искусства, а также уходом из профессии после долгих лет работы в отрасли.
Ранние годы
Б. Уоттерсон вырос в юго-восточном пригороде Кливленда (штат Огайо), г. Чагрин-Фолс – небольшом городке, куда семья переехала, когда мальчику было 6 лет. Впоследствии родной город художника послужил прообразом места действия комикса «Кельвин и Хоббс». Отец – Джеймс Годфри Уоттерсон (1932–2016) был патентным экспертом Министерства торговли США, мать Кэтрин Уоттерсон (1933–2022) стала членом городского совета. Младший брат Томас (род. 1960) работал школьным учителем.
Уоттерсон с ранних лет проявлял огромный интерес к комиксам. Его отцу принадлежало несколько сборников «Снупи» Ч. М. Шульца, которые стали первыми прочитанными книгами Уоттерсона. С тех пор будущий художник регулярно покупал ежегодные сборники детских комиксов «Мелочь пузатая» («Peanuts») и использовал их в качестве пособия по рисованию, чтобы стать похожим на своего кумира Шульца. Другой важной книгой для Уоттерсона стал «Пого» У. Келли, покоривший его своим юмором, размышлениями над недостатками человеческой природы, общественными предрассудками, загрязнением окружающей среды и прославлением простых радостей жизни.
Родители помогали творческому развитию начинающего художника: купили специальный стол, оценивали получавшиеся рисунки. Ещё в школе Б. Уоттерсон понял, что создание комиксов – дело, которым он хочет заниматься профессионально, и, несмотря на это, в 1976 г. он поступил на отделение политологии Кеньон-колледжа в Огайо. Такой выбор был связан с тем, что репутация колледжа позволяла выпускнику рассчитывать на работу в политической прессе. На протяжении четырёх лет обучения Уоттерсон рисовал политические карикатуры для университетской газеты, а окончив колледж в 1980 г., сразу же получил должность редактора-карикатуриста в газете The Cincinnati Post. Однако не впечатлённая его рисунками редакция вскоре уволила молодого художника, и ему пришлось уехать домой. Уоттерсон решил больше никогда не заниматься политической карикатурой и вернулся к своему первому увлечению – комиксам.
Следующие несколько лет оказались для художника весьма непростыми. Б. Уоттерсон рассылал свои работы в разные газеты, но неизменно получал отказы. Какое-то время ему пришлось проработать дизайнером рекламы автосалонов и продуктовых магазинов. Этот период жизни научил его тому, что страсть к искусству гораздо важнее денег.
Успех комикса «Кельвин и Хоббс»
Экспериментируя с персонажами и предлагая стрипы с их участием разным газетам, Б. Уоттерсон придумал комикс «Кельвин и Хоббс». В 1985 г. газетный синдикат Universal Press купил у него несколько эпизодов комикса, обеспечив 27-летнему художнику общенациональную славу. Читатели сразу полюбили «Кельвина и Хоббса» за талантливо переданное необузданное воображение Кельвина, ироничные замечания Хоббса и глубокий философский подтекст внешне легкомысленных приключений и диалогов. Благодаря этой серии в 1986 г. Уоттерсон стал самым молодым художником, когда-либо получившим высшую отраслевую награду для комиксистов – премию Рубена Национального общества карикатуристов (National Cartoonists Society).
Рост популярности стрипа подталкивал редакцию Universal Press к запуску линейки товаров под маркой «Кельвин и Хоббс». Уоттерсон решил отказать им в этом, поскольку считал, что мерчендайзинг превратил бы его персонажей в торговцев и разрушил бы связь героев с автором, чьи мысли они на протяжении многих лет «озвучивали» на страницах газет. После 10 лет напряжённой работы, в 1995 г., Уоттерсон объявил, что закрывает серию. Финальный эпизод комикса был опубликован 31 декабря 1995 г.
Награды и премии
Вместе с художниками Ч. М. Шульцем, П. Олифантом, Д. Брауном, Ч. Гулдом, Дж. Макнелли и Г. Ларсоном Б. Уоттерсон входит в число обладателей нескольких премий Рубена Национального общества карикатуристов (1986, 1988). За комикс «Кельвин и Хоббс» художник был награждён 8 премиями Харви [7 – за лучший синдицированный комикс (1990–1996) и специальной премией за юмор (1989)] и 3 премиями Айснера за лучший сборник комик-стрипов (1992, 1993, 2006), а в 2020 г. был введён в Зал славы премии. В 2014 г. Уоттерсон получил Гран-при фестиваля комиксов в Ангулеме, став четвёртым американцем после У. Айснера, Р. Крамба и А. Шпигельмана, награждённым этой престижной премией (Knudde. 2022).
Личная жизнь
После завершения карьеры Б. Уоттерсон со своей женой М. Ричмонд переехали в Кливленд. Покинув индустрию комиксов, он решил держаться в тени, подальше от поклонников и прессы. В интервью, данном Cleveland Plain Dealer в 2010 г. по электронной почте, художник заявил, что не жалеет об окончании комикса «Кельвин и Хоббс» и уходе из профессии. Своё решение он объяснил следующим образом: «Если бы я последовал за популярностью стрипа и повторял себя ещё 5, 10 или 20 лет, люди, которые сейчас "скорбят" по "Кельвину и Хоббсу", желали бы мне смерти и проклинали газеты за то, что они выпускают такие скучные и древние стрипы, как эти, вместо того чтобы находить новые, живые таланты. И я бы с ними согласился» (Campanelli. 2010).