Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский
Феодо́т Феофа́нов Протопо́пов-Ухто́мский, Феодот Феофанович Протопопов (Ухтомский) (1657/1658, Переславль-Залесский – не ранее 1727), русский иконописец, государев певчий дьяк, уставщик и иерей.
Происходил из семьи священнослужителя в Переславле-Залесском. Согласно выписке из писцовых книг дворцовой Рыбной слободы Переславля Залесского за 1675/1676 г., двор священника Феофана Феофилактова (предположительно, отца иконописца) числился при церкви Сорока Севастийских мучеников; в семье в то время было пятеро сыновей: «…Анофрей, 22 лет, раслаблен от рождения своего, Федотко, 18 лет, Алешка, 12 лет, Пронка, 9 лет, Ивашко, 5 лет» (цит. по: Маркова. 2021. С. 1). В 1677 г. Феофан Феофилактович стал протопопом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, а в 1693 г. – настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля и, соответственно, духовником государей Петра I и Ивана V Алексеевичей. Карьерный рост протопопа Феофана, вероятно, мог быть инициирован Петром I, посещавшим Переславль-Залесский во время строительства там флота и присутствовавшим на богослужении в Спасо-Преображенском соборе (Историко-статистическое описание церквей ... 1895. С. 21).
Очевидно, первое прозвище Феодота Феофановича – Протопопов – происходит от сана отца. Как «Феодот Феофанов сын Протопопов» он подписал ранние произведения, созданные в 1677 г. для храмов Переславля-Залесского, – икону «Богоматерь Боголюбская», происходящую из Смоленской (Корнилиевской) церкви (ныне в частном собрании), и житийную икону великомученика Никиты, написанную для Никитского монастыря по заказу подьячего переславской съезжей избы (канцелярии воеводы) Никиты Максимова Ведерницына (ныне в собрании Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Икона отличается ясностью многофигурных композиций клейм, светлым колоритом, в котором голубой цвет фона средника, разбелённый зелёный, розовый, малиновый цвета одежд и архитектуры сочетаются с обилием золота.
Высокий художественный уровень этой иконы и других ранних произведений (например, икона «Богоматерь Новоникитская», 1678, Русский музей, Санкт-Петербург), виртуозное владение техникой живоподобного письма указывают, что учителями изографа были ведущие мастера Оружейной палаты Московского Кремля, возможно – С. Ф. Ушаков (Комашко. Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский … 2009. С. 421–422). Тем не менее Феодот Протопопов не состоял в штате Оружейной палаты как иконописец: его карьера при дворе складывалась по музыкальной стезе. В 1679 г. он числился певчим при кремлёвской церкви Преподобномученицы Евдокии, в 1682 г. перешёл в хор Воскресенских и Предтечиевских певчих, в 1697 г. стал уставщиком певчих вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны (Разумовский. 1873. С. 156), а в 1703 г. – её крестовым дьяком (в документах за этот год зафиксирована прибавка к его жалованью; Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 396. Оп. 1, ч. 23. Д. 36170. Л. 1.). В документах о государевых певчих и на иконах, созданных в этот период, указывается новое прозвище Протопопова – Ухтомский. Так, на житийной иконе святителя Николая Мирликийского, созданной в 1699 г. по заказу собственного отца, художник указал: «Лета 7207 марта 2 д[н]е сии образ писан по обещанию Благовещенского собора, что у великого государя на сенях, протопресвитера великого г[о]с[у]д[а]ря д[у]ховника Феофана Феофилактовича, писал сын его зограф Феодот Феофанов Ухтомской» (цит. по: Качалова. 1990. С. 49).
Дальнейшие подробности биографии мастера и жизни его семьи также известны благодаря надписям на иконах. Почти утраченная теперь подпись к образу Богоматери Одигитрии, вложенному самим художником в Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского (1703, ныне в собрании Переславль-Залесского музея-заповедника), сообщала монашеское имя его отца, Феофана Феофилактовича, – Алексий, принявшего на склоне лет постриг и получившего прозвище по названию Духова монастыря в Переславле-Залесском: «1703 году сий образ писал в Переславль Залесской в соборную церковь Преображения Господня Федот Феофанов сын протопресвитера Алексия Духовского по обещанию сестры своей вдовой попадьи Параскевы девича монастыря, что на Москве, бывшего священника Ивана Гаврилова по своей душе и по родителях» (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. 2009. С. 683). Икона имела авторское название, надписанное слева на фоне: «Наставница Милостивая» (Симон Ушаков – царский изограф. 2015. С. 359). Она отличается оригинальностью замысла, поскольку традиционный образ Богоматери Одигитрии сопровождается эпитетами и цитатами из ветхозаветной книги Песнь песней, выполненными характерным для мастеров Оружейной палаты крупным стилизованным греческим шрифтом. Как и в работах этих мастеров, здесь использованы цветные полупрозрачные лаки, которыми моделированы разделки хитона Младенца.
В начале 18 в. Ухтомский много работал по частным заказам: писал иконы для церкви Смоленской иконы Богоматери села Кривцы, построенной князем Михаилом Андреевичем из рода Волконских, и для бояр Головиных в их вотчинную церковь Спаса Нерукотворного в подмосковном селе Деденёво близ г. Дмитров (храмовая икона «Спас Нерукотворный», начало 18 в.; миниатюрная икона «Преподобный Кирилл Новоезерский», 1704, обе – Музей-заповедник «Дмитровский Кремль», Дмитров).
В подписи на иконе «Христос Вседержитель» 1707 г. (Третьяковская галерея, Москва) Феодот Ухтомский назвал себя иереем. Неизвестно, в каком именно году Феодот Ухтомский стал священником и в каком московском храме служил. По мнению исследовательницы Н. А. Марковой, Феодота Феофанова, упомянутого в материалах историка И. Е. Забелина как священник в церкви Петра и Павла, что в Мещанской слободе, следует идентифицировать с Феодотом Ухтомским, с которым в этой же церкви служил его сын Иван (Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. 1891. С. 580; Маркова. 2021. С. 11). Существует предположение, что Ухтомский мог служить в церкви Святого Никиты на Басманной, но не в Благовещенском соборе Московского Кремля, ошибочно указанном у Ровинского (Ровинский. 1903. С. 167).
Самое позднее из выявленных живописных произведений с подписью Ухтомского – икона «Богоматерь Казанская» (1724, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»). Последнее известное упоминание о деятельности мастера содержалось в более поздней надписи на одноимённой иконе, находившейся в Высоко-Петровском монастыре (ныне местоположение неизвестно), где было зафиксировано поновление образа в 1727 г. Феодотом Феофановым «Томским» (Словарь русских иконописцев. 2003. С. 683).