Удовлетворённость работой
Удовлетворённость рабо́той, психологическое состояние работника, наступающее в результате насыщения актуализированных потребностей в процессе трудовой деятельности. Состояние удовлетворённости работой свидетельствует об уровне адаптации работника к конкретному виду трудовой деятельности в организации или в рамках самозанятости, т. е. о том, что предъявляемые к нему требования и предоставляемые ему возможности отвечают его потребностям и соответствуют его ориентациям, установкам и направленности интересов.
В научных исследованиях нередко отождествляются понятия удовлетворённости трудом и удовлетворённости работой. Однако это разные (хотя и родственные) термины. Их различие в том, что удовлетворённость трудом является интегральным понятием, которое изучается не только на конкретных предприятиях и в организациях, но и на региональном уровне и на уровне страны в целом, тогда как в эмпирических исследованиях фиксируется, как правило, удовлетворённость работой, т. е. удовлетворённость трудовой деятельностью «здесь и сейчас», на конкретном рабочем месте (Татарова. 2017). Неудовлетворённость работой в ситуации полной занятости – обычно предпосылка потенциальной, а затем и реальной текучести персонала.
Опыт первых зарубежных и советских эмпирических исследований удовлетворённости работой
Исследования, посвящённые удовлетворённости трудом и удовлетворённости работой, были одними из наиболее популярных в зарубежной индустриальной социологии с середины 20 в. В 1950–1990-х гг. только в США было проведено более 8 тыс. таких исследований (Ромашов. 1999. С. 38). Классическим исследованием, давшим импульс всем последующим работам по анализу удовлетворённости трудом, считается двухфакторная концепция мотивации Ф. Херцберга (Job attitudes. 1957), согласно которой существуют: 1) гигиенические факторы, связанные с внешними условиями трудовой деятельности, влияющие на появление состояния неудовлетворённости работой, и 2) мотивационные факторы, непосредственно связанные с характером и содержанием труда, не вызывающие неудовлетворённости работой, но при этом способные вызвать чувство удовлетворённости. Дальнейшие исследования показали, что связь между удовлетворённостью и данными факторами не столь однозначна.
В начале 1960-х гг. американский социолог Р. Блаунер выделил следующие факторы, влияющие на удовлетворённость работой: 1) важность или относительный престиж занятия; 2) степень независимости и контроля над условиями труда (свобода от иерархического контроля, свобода передвижения, возможность варьировать темп работы и распределение своего времени); 3) степень социального удовлетворения от работы в группе; 4) степень вовлечения людей, работающих вместе, в нерабочую деятельность (профессиональное сообщество) (Blauner. 1960. P. 166–167). К концу 1960-х гг. сформировалось ныне общепринятое мнение о том, что существуют пять основных групп факторов, влияющих на удовлетворённость работой: 1) оплата труда; 2) возможность карьерного роста; 3) психологический климат; 4) отношения с руководством; 5) непосредственно работа (Smith. 1969).
В СССР проблема удовлетворённости работой также начала изучаться в 1960-е гг. Одной из основных книг стала коллективная монография «Человек и его работа», в которой было показано, что удовлетворённость работой влияет на результат труда и, наоборот, результаты труда – на степень удовлетворённости работой (Здравомыслов. 2003). При этом было доказано, что содержание труда является главным стимулом, определяющим общий уровень удовлетворённости работой, а возможности повышения квалификации и творческого потенциала в работе – главными мотивационными факторами, её определяющими (Здравомыслов. 2003. С. 227). Одновременно признавалось, что профессии малосодержательного труда дают самую низкую удовлетворённость работой и специальностью (Здравомыслов. 2003. С. 334).
В исследованиях, проведённых в 1970–1980-е гг. на советских промышленных предприятиях, было доказано, что удовлетворённость работой следует рассматривать как «вербально выраженное отношение к данному виду труда в конкретных производственных условиях» (Попова. 1985. С. 119).
Постсоветские и современные зарубежные эмпирические исследования удовлетворённости работой
Если в 1960–1970-е гг. удовлетворённость работой на советских предприятиях была относительно высокой, то с переходом к рыночной экономике в 1990-е гг. доля наёмных работников, удовлетворённых местом работы, резко снизилась (особенно среди молодых) и одновременно возрос процент неспособных оценить определённо степень своей удовлетворённости работой (Здравомыслов. 2003). В постсоветское время страх потери работы являлся фактором, способствующим повышению уровня удовлетворённости практически всеми аспектами производства, в частности объёмом выполняемой работы, условиями быта и труда (Бессокирная. 1999). По данным исследований, общая удовлетворённость работой на предприятии в целом у боящихся потерять работу оказывалась значительно выше, чем у не испытывающих страха. Высокая удовлетворённость работой на предприятии, сопровождаемая страхом потери работы, является примером вынужденной удовлетворённости и показателем слабого ресурсного потенциала наёмного работника с позиций активистско-деятельностной парадигмы (Темницкий. 2013). Поэтому при высокой безработице и, соответственно, низких шансах найти новую работу неудовлетворённость имеющейся работой является для работника источником психологического стресса.
В постсоветской практике удовлетворённость работой во многих эмпирических исследованиях стала трактоваться как один из показателей социального самочувствия работников (Грачев. 2007; Желнина. 2014). Ныне удовлетворённость работой и удовлетворённость жизнью рассматриваются как две ведущие оценки социального самочувствия, указывающие прежде всего на уровни соответствия притязаний и результатов (либо реальных возможностей), их насыщения в данных (сложившихся) условиях труда и жизни для работающего населения. В таком ключе реализуются многие современные зарубежные исследования субъективного благополучия (Filiz. 2014; Yeşilyaprak. 2015). Сравнительные межстрановые исследования позволили выявить три существующие модели взаимосвязей между удовлетворённостью работой и удовлетворённостью жизнью: 1) с превышением удовлетворённости работой над удовлетворённостью жизнью («российская»), 2) с их равенством («германская»), 3) с превышением удовлетворённости жизнью над удовлетворённостью работой («шведская») (Темницкий. 2018).
Среди резервов повышения удовлетворённости работой выделяют прежде всего улучшение условий трудовой деятельности (Бессокирная. 2010), а также эмоциональную поддержку семьи и удовлетворённость семейными отношениями (Kwok. 2015; Job satisfaction as a mediator ... 2023). Вместе с тем риски прекарной неустойчивости занятости негативно сказываются на удовлетворённости работой (Прекарная занятость ... 2021). При этом работники, которые вынуждены «регулярно или эпизодически подрабатывать, демонстрируют более низкий уровень удовлетворённости местом работы» (Прекариат ... 2020. С. 179). Удалённый характер занятости позитивно сказывается на уровне удовлетворённости работой среди мужчин, но негативно влияет на уровень удовлетворённости женщин (Zhuofei Lu. 2023).
Данные отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют, что высокий уровень удовлетворённости работой создаёт надёжные предпосылки для самоопределения (идентификации) работника через цели и задачи организации (Темницкий. 2012; Weihui Fu. 2014). В свою очередь, неудовлетворённость работой делает его безразличным к проблемам своей организации и мешает достигнуть состояния включённости в организацию. Нередки случаи, когда феномен профессионального призвания и высокой удовлетворённости работой используется менеджерами в качестве компенсации за недостаточное материальное вознаграждение, монетизируется и отчуждается ими в свою пользу (Анисимов. 2018).