Социальное самочувствие
Социа́льное самочу́вствие, состояние, свидетельствующее об уровне адаптированности человека к окружающей действительности и степени удовлетворения его социальных потребностей, являющееся результатом оценки человеком своего социального статуса, жизненных успехов и неудач в соотношении с положением других людей и групп, а также собственных жизненных перспектив и успешности реализуемой жизненной стратегии.
Термин «социальное самочувствие» не имеет однозначного устойчивого толкования. Отражая разные стороны жизни общества, он используется в социологии, психологии, социальной антропологии, философии и др. (Осинский. 2015. С. 38). Ныне в отечественной социологии существует множество подходов к интерпретации термина «социальное самочувствие» и возможностей его измерения (Крупец. 2003; Михайлова. 2010; Суняйкина. 2011 и т. д.). В советской социологии в качестве аналогичного концепта использовался термин «общественное настроение» (Парыгин. 1966), в постсоветские 1990-е гг. – «социальное настроение» (Тощенко. 1996). Считается, что эти термины имеют более широкое значение, в то время как «социальное самочувствие отражает общую тональность общественных настроений, эмоциональную оценку собственного положения, условий удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов» (Кученкова. 2016. С. 120).
В зарубежной социологии и социальной психологии используется термин «субъективное благополучие» («Subjective Well-Being»). Считается, что этот термин имеет более узкое значение по отношению к социальному самочувствию. Но с определёнными допущениями можно говорить о его корректном сравнении с термином «социальное самочувствие», что «позволяет не только проводить взаимодополняющую проблематизацию и выстраивать исследовательские параллели, но и заимствовать стратегии операционализации» (Рогозин. 2007. С. 97).
В современных отечественных исследованиях по изучению социального самочувствия присутствуют 2 подхода: широкий – как аналог социальных настроений, и узкий – как нечто подобное субъективному благополучию (Кученкова. 2016).
Так, одни рассматривают социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных её сторон. При этом социальное самочувствие понимается как «синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта, которые представлены как когнитивные формирования» (Петрова. 2000. С. 50–55).
Стержневой фокус российского анализа социального самочувствия концентрируется на индикаторах, которые позволяют судить либо об уровне благополучия/неблагополучия той или иной социальной группы, либо о степени успешности социальной адаптации к условиям своей жизни. В связи с этим исследователи рассматривают социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как индикатор успешности протекания процесса адаптации (Крупец. 2003).
Факторы, индикаторы и индексы социального самочувствия в отечественных эмпирических исследованиях
Факторы, влияющие на социальное самочувствие, связаны с социально-демографическими показателями, личностным статусом, этнокультурными и индивидуальными особенностями, зависят от ценностных ориентаций, потребностей и интересов личности (Осинский. 2015). Г. П. Бессокирная к важнейшим факторам, влияющим на социальное самочувствие рабочих, относит удовлетворённость работой и удовлетворённость жизнью в целом (Бессокирная. 2008). Л. И. Михайлова к ведущим факторам, определяющим социальное самочувствие, относит: социально-производственную среду; сферу социальной защиты; жилищную сферу («жилищные проблемы») (Михайлова. 2010). Коллектив исследователей под руководством Ж. Т. Тощенко к основным факторам, влияющим на социальное самочувствие работников, а также их удовлетворённость работой и жизнью, относит организацию и условия трудовой деятельности (Прекарная занятость ... 2021). В последнее время к числу факторов, негативно влияющих на социальное самочувствие, стали относить также повседневные риски, с которыми сталкивается человек (Шлыкова. 2018), и последствия процессов прекаризации в производственных организациях (Прекарная занятость ... 2021).
В зависимости от целей исследования, а также от конкретной социальной группы, являющейся объектом исследования, для измерения социального самочувствия отечественные авторы используют различные наборы индикаторов, показателей или критериев (Егорова. 2002; Юдашкин. 2010). Так, в социологии труда в различных методиках определения уровня социального самочувствия работников, как правило, присутствуют оценки работников своей удовлетворённости работой и жизнью (Темницкий. 2018). Например, по мнению А. А. Грачёва и А. А. Русалиновой, к показателям социального самочувствия работников промышленных предприятий следует относить: уровень удовлетворённости жизнью в целом; уровень уверенности в завтрашнем дне; оценку степени личного переживания чувства социального дискомфорта, т. е. неустроенности и неуютности в жизни; качественную характеристику доминирующего эмоционально-динамического настроя личности, отражающего его стратегическую жизненную поведенческую установку; показатель общей удовлетворённости работой в целом и её отдельными характеристиками (Грачев. 2007).
Ряд отечественных авторов в своих исследованиях социального самочувствия ориентируются на западные методики анализа субъективного благополучия. Так, О. Н. Суняйкина для анализа социального самочувствия предлагает использовать следующий набор показателей (индикаторов): 1) уровень жизни: доход; материальное положение, обеспеченность; занятость и безработица; гарантированность социальной защиты; качество свободного времени; 2) эмоционально-психологическое состояние; 3) социальные самоощущения: идентификация; состояние комфортности; социальные ценности; 4) жизненные и адаптационные стратегии; 5) самооценка потенциала: профессионального, социального опыта, личностных качеств (Суняйкина. 2011).
Помимо поиска факторов и выделения социальных показателей (индикаторов) отечественными учёными делаются попытки применения индексного метода к анализу социального самочувствия. Наиболее известен опыт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который ежемесячно осуществляет построение индексов социального самочувствия, используя в качестве измерительного инструментария индексы удовлетворённости жизнью, социального оптимизма и самооценок материального положения. Это не единственная индексная методика. Например, П. М. Козырева раскрывает индекс социального самочувствия в виде трёх взаимосвязанных компонентов: индекса удовлетворённости и стабильности существования, индекса статусно-престижной идентичности (самооценки), индекса самооценки состояния здоровья (Козырева. 2011. С. 35).
Зарубежные исследования субъективного благополучия («Subjective Well-Being»)
В зарубежных исследованиях субъективное благополучие в основном рассматривается как комбинация следующих составляющих: 1) хорошего самочувствия; 2) переживания положительных эмоций, таких как счастье и удовлетворённость; 3) наличия возможностей для развития личностного потенциала в условиях проживания позитивных отношений и контроля над своей жизнью. При этом термин «субъективное благополучие» является синонимом «позитивного психического здоровья» как состояния благополучия, в котором человек реализует свои способности, может справляться с обычными жизненными стрессами, может продуктивно и плодотворно работать и способен вносить вклад в своё сообщество (Ruggeri. 2020).
Важными индикаторами субъективного благополучия признаются: 1) удовлетворённость жизнью в целом и различными её сферами [часто для измерения используется шкала, разработанная Э. Динером (Satisfaction With Life Scale) (Subjective Well-Being ... 1999)] и 2) ощущение счастья (happiness) (Spruk. 2016). Понятие «счастье» включает в себя компоненты высшего уровня иерархии потребностей А. Маслоу [ПАВ1] (партнёрство, верные друзья, творческая и профессиональная самореализация, эмоциональное благополучие). Наиболее масштабные исследования субъективного благополучия за рубежом проводятся именно в рамках измерения всемирного индекса счастья (The happy planet index). Большинство исследований счастья и благополучия основаны на одном из двух типов измерений: 1) оценки общего благосостояния, не связанного с конкретными сферами жизни, и 2) оценки благосостояния в конкретных сферах жизни (например, работа, семья, партнёрские взаимоотношения), которые в дальнейшем используются для создания индекса благосостояния (Bojanowska. 2016).
Распространено мнение о наличии 6 групп факторов, которые оказывают влияние на субъективное благополучие: 1) личностные факторы; 2) контекстные и ситуационные факторы; 3) демографические факторы; 4) институциональные факторы; 5) факторы окружающей среды; 6) экономические факторы (Hoorn. 2007). В других исследованиях выделяют 4 наиболее важных фактора, влияющих на субъективное благополучие: 1) социальный капитал; 2) семейное положение; 3) здоровье; 4) уровень доходов (Cramm. 2012).
В общеевропейском проекте, осуществляемом Евростатом (статистической службой Европейского союза – Eurostat), субъективное благополучие рассматривается в фокусе трёх отдельных, но взаимодополняющих показателей: 1) удовлетворённость жизнью; 2) наличие положительных чувств и отсутствие отрицательных чувств; 3) счастье, ощущение того, что жизнь имеет смысл (Personal well-being indicators. 2018).