Включённость в организацию
Включённость в организа́цию, возникающее у работника чувство приверженности (преданности) своей организации и вовлечённости в её дела, а также субъективная предрасположенность работника рассматривать проблемы организации, в которой он трудится, как личностно значимые и его готовность способствовать успеху своей организации. Включённость в организацию означает принятие работником её ценностей и норм. Согласие с её целями играет важную роль в формировании мотивации труда, является ключевым фактором для решения проблемы текучести кадров, способствует формированию отношений социального партнёрства в организации (Бочаров. 2015) и позитивно влияет на удовлетворённость работой и жизнью.
В научной литературе понятие «включённость в организацию» используется наряду с другими связанными понятиями, характеризующими отношение работника к своей организации и рабочему месту: «лояльность» (Ньюстром. 2000; Доминяк. 2006; Останина. 2010), «преданность» (Майтленд. 2003; Дик. 2006), «вовлечённость» (Kahn. 1990; Christian. 2011; Смирнов. 2019; Кабалина. 2022), «приверженность» (Meyer. 1991; Трофимова. 2013).
В советской социологии понятие «включённость в организацию» было введено в научный оборот в 1975 г. (Лапин. 1975). В российской социологической практике включённость в организацию наиболее детально изучалась в рамках исследований, проводившихся на промышленных предприятиях Самарской области в мониторинговом режиме (1995–2014) под руководством Б. Г. Тукумцева (Тукумцев. 2005). При этом уровень включённости работника в организацию измерялся с помощью двух блоков индикаторов: 1) «приверженность» (наличие или отсутствие желания у работников покинуть в ближайшем будущем свои рабочие места; готовность работников рекомендовать организацию как место работы своим близким и друзьям) и 2) «вовлечённость» (степень информированности работников о целях деятельности своей организации; степень поддержки работниками этих целей; готовность работников проявить инициативу, направленную на решение проблем и задач, которые стоят перед организацией) (Бочаров. 2011). Такой подход к анализу включённости работников в организацию отличается своей концептуальностью и объединяет в целую систему содержание родственных понятий «приверженность» и «вовлечённость», придавая при этом феномену включённости характер «возможного конструкта более высокого порядка» (Липатов. 2016. С. 75).