Тюм-Тюм (могильник)
Тюм-Тюм, могильник раннего железного века в среднем течении реки Вятка на окраине деревни Тюм-Тюм (Уржумский район Кировской области). На высоком правом берегу реки в устье лога рядом с деревней находилось марийское кладбище 17–18 вв. В 1931 г. О. Н. Бадер в поиске стоянок каменного века произвёл зачистку слоя на краю кладбища и нашёл несколько вещей, относящихся к азелинской культуре (впоследствии опубликованы В. Ф. Генингом). Специальные поиски могильника раннего железного века, предметы из которого находили при осыпях берега, проведены в 1956 г. Марийской археологической экспедицией под руководством А. Х. Халикова. В результате раскопок обнаружены только захоронения 17–18 вв. и сделано заключение об отсутствии здесь раннего могильника.
Однако, после паводков в устье лога местные жители продолжали находить художественные бронзовые изделия. О необходимости изучения памятника директор Уржумского краеведческого музея Н. Н. Арбузова обращалась в кировское отделение ВООПИиК, по представлению которого Институтом археологии АН СССР в 1970 г. была организована Вятская археологическая экспедиция во главе со С. В. Ошибкиной (исследования в Тюм-Тюме продолжались в течение 1970–1975, 1979).
В первый же год работы под кладбищем 17–18 вв. были открыты захоронения раннего железного века. Они располагались в слое красного лёсса, на глубине 80–140 см, в отдельных случаях до 180–190 см. Этот могильник и был назван «Тюм-Тюм». Погребения 17–18 вв. залегали выше, на глубине до 80 см, в слое серой супеси; всего открыто 86 захоронений, которые послужили для изучения марийской культуры Нового времени.
На изученной площади могильника раннего железного века Тюм-Тюм размером более 700 м2 обнаружено 77 могил (78 погребений), останки умерших во всех случаях не сохранились, но их очертания прослеживались по костной крошке. Ориентация по странам света, возрастная и половая принадлежность определялись также по расположению вещей в могилах. Погребённые часто обёрнуты в рогожу, луб или ткань, изредка – в бересту, прослежены следы деревянного настила на дне ямы. В основном ориентированы на северо-запад с небольшими отклонениями, в единичных случаях – на юг с отклонениями. Могилы располагались рядами, что предположительно связано с принадлежностью к родовым или семейным группам. В центре находились богатые погребения, а детские и подростковые – на периферии.
В мужских захоронениях – предметы вооружения (железные мечи, кинжалы, наконечники копий, кольчуги, шлемы, железные и костяные наконечники стрел и др.), детали конской упряжи, бронзовые гривны разных типов, пряжки и застёжки на одежде и обуви. В женских могилах – эполетовидные застёжки; наборные нагрудники из бронзовых пластин, дополненные рядами цветного бисера; бусы из полированного халцедона; кольца; подвески в виде литых бронзовых фигурок птиц и лошадей (также могли подвешиваться железные маленький нож или шило); бронзовые арочные шумящие подвески с фигурами лошадей в арке; разнообразные стеклянные бусы и др.
По богатству погребального инвентаря выделяется двойное воинское погребение (могила № 94), в котором найдено более 80 предметов, в том числе халцедоновые диски (есть разбитые), железные мечи, боевые топоры, наконечники копий, шлем с бронзовыми заклёпками, кинжалы, ножи, инструменты (клещи и др.), детали конской сбруи (включая кожаные ремни с бронзовыми накладками), бронзовые котлы (вероятнее всего, являются импортом), гривны и др. Над каждым погребением отдельно лежали дары из женских украшений. Оба погребения перекрывала пластичная тёмная прослойка с органикой (вероятно, остатки покрывала из кожи), над которой также сохранились следы луба или бересты.
Керамические сосуды встречены лишь в трёх погребениях; в захоронении 117 обнаружены фрагменты деревянного сосуда с железным ободком (диаметр 12 см). В ряде захоронений обнаружены специальные «дары» или жертвенные комплексы, помещённые в различные ёмкости, обычно из бересты, луба, ткани, кожи или их сочетания.
По аналогиям с бронзовыми котлами позднесарматского времени в Южном Зауралье, появление первых захоронений в Тюм-Тюме может быть датировано 3 в. В основном погребения относятся к 4 в. (период появления гуннов в степях Южного Приуралья и Восточной Европы). Возможно, самые поздние погребения относятся к началу 5 в. По богатству и разнообразию инвентаря могильник Тюм-Тюм является наиболее ярким памятником азелинской культуры.