Тест межличностных отношений Лири
Тест межли́чностных отноше́ний Ли́ри, психодиагностическая методика, созданная американскими психологами Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Разработана в целях дифференциации стиля межличностных отношений с помощью опросника, который применяется для изучения как актуального «реального Я» обследуемого лица, так и его «идеального Я». В России методика Лири известна также как «Интерперсональная диагностика» (ИД). Адаптированная и модифицированная русскоязычная методика получила название «Диагностика межличностных отношений» (ДМО). Автор адаптации и модификации – Л. Н. Собчик (Собчик. 1990).
Теоретическое обоснование
Т. Лири являлся последователем идей Г. С. Салливана. Теоретический подход Салливана (Sullivan. 1953) к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит формирование личности – через идентификацию со «значимыми другими». Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, которое происходит в ходе взаимодействия с окружающими, Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих типов (вариантов) межличностного взаимодействия: властно-лидирующий; независимо-доминирующий; прямолинейно-агрессивный; недоверчиво-скептический; покорно-застенчивый; зависимо-послушный; сотрудничающе-конвенциальный; ответственно-великодушный.
Описание методики интерперсональной диагностики
Соответственно разным типам межличностных отношений был составлен опросник, представляющий собой перечень из достаточно простых характеристик-эпитетов, всего их 128 (по 16 характеристик на каждый из 8 типов). На циркограмме разные типы межличностных отношений представлены в виде 8 октантов на круге, по периметру которого проставлены номера с 1-го по 8-й и расположены их обобщённые характеристики (см. циркограмму типов межличностного взаимодействия в кн. Собчик. 1990). При этом противоположные типы расположены на 8 диаметрально полярных секторах окружности (октантах). Опросник был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность путём сопоставления данных этой методики с результатами обследования по методике ММРI. Таким образом, 8 октантов методики базируются на попарно контрастных типах межличностного взаимодействия индивида со средой.
Тестовый материал (индикаторы)
Тестовый материал методики ИД представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым обследуемый вначале оценивает себя, своё «актуальное Я» (или «реальное Я») на момент обследования, а затем по тому же опроснику описывает свой идеал – «идеальное Я». Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В классическом бланковом варианте проведения обследуемый, оценивая себя по пунктам (айтемам, items) опросника, должен на сетке ответного листа зачёркивать номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя находит, оставляя не зачёркнутыми остальные, соответствующие отсутствующим у обследуемого свойствам.
Далее приведены некоторые пункты опросника ИД–ДМО (перевод Л. Н. Собчик):
пункт 1. Умеет нравиться;
пункт 2. Производит впечатление на окружающих;
пункт 10. Строгий, но справедливый;
пункт 17. Способен быть критичным к себе;
пункт 26. Стремится ужиться с другими;
пункт 66. Производит впечатление значительности;
пункт 126. Старается утешить каждого.
Обработка и интерпретация данных обследования
После того как обследуемый оценит себя и заполнит ответный лист, подсчитываются баллы по 8 факторным шкалам (октантам). Количество перечёркнутых обследуемым номеров в каждом блоке выносится в таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений.
Типы межличностных отношений, выявляемые тестом «Интерперсональная диагностика» в виде 8 октантов:
Властный-лидирующий стиль межличностного поведения.
Независимый-доминирующий.
Прямолинейный-агрессивный.
Недоверчивый-скептический.
Покорный-застенчивый.
Зависимый-послушный.
Сотрудничающий-конвенциальный.
Ответственный-великодушный.
Количественные показатели от 0 до 16 по каждому из октантов отображаются на соответствующей номеру октанта области циркограммы. Отделённая дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга циркограммы, получается некое подобие «веера». Максимально заштрихованные октанты (т. е. те, по которым баллы оказались высокими) соответствуют преобладающему стилю поведения данного индивида в межличностных отношениях.
Расположенные ниже диаграммы формулы позволяют вычислить степень доброжелательности и лидерства в среднем по группе обследованных.
Изучение структуры «Я» методикой интерперсональной диагностики
Опыт активной работы с методикой ИД–ДМО показал, что и образ «актуального Я», и «идеал» являются неотъемлемой частью структуры целостного Я. Окружающими человек чаще воспринимается согласно его «идеальному Я», а его «актуальное Я» нередко представляет собой его внутренние проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые под контроль (Собчик. 2017). В норме обычно не наблюдаются слишком выраженные расхождения между Я актуальным и идеальным. Умеренное (неконфликтное) расхождение или, скорее, неполное совпадение должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования. Значительная разница между «реальным» и «идеальным» Я диагностирует внутриличностный конфликт, повышенную невротизацию и трудности социальной адаптации. Исходя из этого положения и строится индивидуальная интерпретация каждого конкретного наблюдения.
Области применения методики диагностики межличностных отношений
Применение модифицированного в России варианта методики ИД показало её высокую эффективность в семейном консультировании, в сфере изучения микроклимата производственных групп. При этом обнаруживается большое разнообразие существующих вариантов интерпретации результатов обследования, в основе которых лежит сопоставление как контрастных, так и дополнительных характеристик, которые выявляет ИД.
Применение ИД рекомендуется в следующих психодиагностических ситуациях: семейном консультировании и при научно обоснованной расстановке кадров, в том числе в контексте социометрического обследования коллективов.