«Тексты проклятий»
«Те́ксты прокля́тий», принятое в отечественной египтологии обобщающее название магических надписей преимущественно на антропоморфных бирках и на сосудах, предназначенных для проведения ритуала по уничтожению врагов царя в Древнем Египте. В зарубежной историографии используются близкие по значению термины: «Ächtungstexte» (от нем. Ächtung – изгнание, опала); «execration texts» (от англ. execration – проклятие, отвращение, омерзение) и др. В надписях упоминались египетские и иноземные имена, иностранные правители, народы, государства, города и иные топонимы. Сосуды изготавливались из необожжённой глины и окрашивались преимущественно в красный цвет; фигурки – из глины, камня, воска, кожи и дерева (фигурки из воска не сохранились, но об их использовании известно по другим источникам). Имена врагов для совершения соответствующего ритуала также могли быть написаны на папирусе или земле. «Тексты проклятий» появились в эпоху Древнего царства и существовали до римского времени. Предметы с такими надписями найдены почти по всему Египту в местах совершения ритуала, которые часто связаны с погребениями (в том числе в Абидосе, Гизе, Саккаре, Семне, Уронарти и др.). Впервые «тексты проклятий», сохранившиеся на фрагментах сосудов и ваз, были исследованы и опубликованы немецким египтологом К. Зете, положившим начало их изучению в связи с особыми древнеегипетскими магическими ритуалами. Французский египтолог Ж. Познер связал с ними такие же надписи на антропоморфных фигурках. Особое значение приобрело обнаружение более 3 тыс. фрагментов сосудов и нескольких фигурок с «текстами проклятий» в Миргиссе (раскопки Ж. Веркуттера, 1960-е гг.).
Основное внимание к «текстам проклятий» уделяется в рамках изучения внешне- и внутриполитической истории Древнего Египта. По географическому признаку упомянутые в надписях имена и топонимы делятся на несколько групп. Первые из них связаны с Нубией; вторые – с «ливийцами», проживавшими к западу от Древнего Египта; третьи – с «азиатами», в число которых египтяне, как правило, включали всё население к востоку и на север от Синайского полуострова. Остальная часть надписей указывала на самих египтян, провинившихся перед царём или замысливших мятеж. Первоначально ритуал, связанный с «текстами проклятий», проводился в отношении внутренних врагов царя, позднее направлялся также против мятежных вассалов и иноземных противников. Объектами магической практики выступали как отдельные личности, так и все жители обозначенных в надписях местностей, которые рассматривались составителями «текстов проклятий» как реальные или потенциальные враги древнеегипетского государства.
Ритуальная церемония известна по текстам, сохранившимся на папирусах, а также из Текстов пирамид и «Книги мёртвых». Сосуды, которые в этой практике использовались чаще остальных предметов, наполняли жертвенными дарами и после произнесения специальных заклинаний разбивали о землю, что являлось символом уничтожения врагов. Ранним примером такого обряда является засвидетельствованный в письменных источниках и прослеженный по археологическим данным т. н. ритуал разбивания красных горшков. Он был распространён в погребальных практиках Древнего царства. Уже тогда на таких горшках надписывали имена врагов усопшего. Обломки сосудов закапывались в землю. В отношении фигурок поступали иначе: их протыкали острыми предметами, обезглавливали, разбивали, сжигали или зарывали в землю. Содержание «текстов проклятий» было достаточно единообразным, что свидетельствует об их сильной унификации, по крайней мере, с эпохи Среднего царства. Поскольку имя в Древнем Египте считалось важнейшей составляющей сущности человека, любая форма разрушения написанного имени должна была лишить его обладателя силы. Основной целью ритуала, связанного с «текстами проклятий», являлась защита государства от мятежей и внешних завоевателей.