Танзания. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Танза́нии. Национальное хозяйство носит ярко выраженный аграрно-сырьевой характер. Подавляющая часть экономически активного населения связана с архаичными формами земледелия и скотоводства. Промышленность представлена в основном предприятиями пищевой, лёгкой, химической, горнорудной отраслей промышленности, а также по переработке сельскохозяйственной продукции.
Объём валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих ценах составляет 62,4 млрд долл. США (2020; 61,1 млрд в 2019); ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – 161,2 млрд долл. (2020; 156,1 млрд в 2019). ВВП на душу населения в текущих ценах – 1076,5 долл. (2020; 1085,9 долл. в 2019), по ППС – 2779,9 долл. (2020; 2773,2 в 2019).
По значению индекса человеческого развития – 0,549 (2020; 160-е место из 191 страны) – Объединённая Республика Танзания (ОРТ) относится к группе стран с низким уровнем развития. Инфраструктурные проекты 2-й половины 2010-х гг. создали дополнительные рабочие места, что повлекло улучшение экономической ситуации в стране. Всемирный банк (ВБ) летом 2020 г. внёс Танзанию в число стран «с уровнем дохода ниже среднего», поскольку валовой национальный доход страны превысил 1036 долл. на душу населения (Serajuddin U. New World Bank country classifications by income level: 2020–2021 / U. Serajuddin, N. Hamadeh // World Bank Blogs).
Контуры современной экономики Танзании во многом сформировались в колониальный период истории страны (1884–1961). Колониальные власти Германии и Великобритании никогда не ставили своей задачей создание в стране комплексного хозяйства, даже связанного с метрополией. Главным направлением экономической политики колониальной администрации было насыщение дешёвым сырьём рынка метрополии: изначально – сизалем, чаем, пиретрумом, в дальнейшем – кофе, табаком, сахарным тростником и некоторыми другими культурами, производство которых навязывалось крестьянам принудительно. Построенные в колониальный период автодороги, железнодорожные линии, портовые сооружения и ряд других объектов инфраструктуры служили для развития экспортного производства. Результатом политики колониальных властей стала экономика, полностью зависимая от внешнего рынка. К началу 1960-х гг. больше половины ВВП Танганьики (ранее – название материковой части ОРТ) создавалось в сфере сельского, лесного хозяйств и рыболовства. На долю промышленности и ремёсел приходилось около 6 % ВВП, на сферу услуг, представленную главным образом торговлей и транспортом, – около 30 %.
С момента получения независимости в 1961 г. в экономике Танзании произошли позитивные сдвиги: смягчились диспропорции в отраслевой и территориальной структурах, возросла товарность сельскохозяйственного производства, повысился уровень обеспеченности потребителей продовольственными и промышленными товарами за счёт внутреннего производства. Тем не менее уровень развития производительных сил по-прежнему оставался низким, отраслевая структура экономики деформированной, а темпы роста недостаточно высокими – в период 1965–2020 гг. они составляли 2,7 % в 1965 г., 5,8 % в 1970 г., 4,1 % в 1980 г., 6,2 % в 1990 г., 4,9 % в 2000 г.; 7 % в 2010 г., 2,0 % в 2020 г.
В государственной экономической политике за годы независимого развития неоднократно менялись или корректировались методы, приоритеты и цели. Руководство страны опробовало три модели развития: либеральную (1961–1967), государственно регулируемую (1967–1985) и неолиберальную (с 1996). Период 1986–1995 гг. был переходным, его характеризует сочетание в политике элементов государственного дирижизма и либеральных подходов.
В основу государственной экономической политики в период 1961–1967 гг. был положен курс на преимущественное развитие экспортных отраслей сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, всемерное поощрение частного сектора, предоставление иностранным компаниям широких льгот во всех отраслях экономики, а также укрепление экономических связей с бывшей метрополией.
В 1967–1985 гг. руководство страны предприняло шаги в сторону ограничения монопольных позиций иностранного капитала в национальной экономике путём усиления государственного контроля над развитием ключевых отраслей, в том числе за счёт расширения прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Курс на строительство государственного сектора экономики был закреплён в Арушской декларации (1967). Важнейшими мероприятиями в рамках новой экономической политики стали частичная или полная национализация иностранных активов в ключевых отраслях экономики и создание на их базе государственных предприятий. Правительство разработало и приступило к осуществлению аграрной реформы, предусматривавшей значительное увеличение государственных ассигнований на сельское хозяйство, облегчение налогового бремени крестьян, поощрение кооперативных форм ведения хозяйства на базе традиционной танзанийской общины, создание госхозов. В качестве конечной цели ставилась задача достижения страной самообеспеченности продуктами питания и прекращения импорта продовольствия.
Однако возникшие в данный период серьёзные неудачи в государственной экономической политике и обострение кризисной ситуации в экономике создали условия, заставившие руководство страны приступить к либерализации национальной экономики. Этот переход от государственно управляемой модели развития к неолиберальной занял около десяти лет.
Государственная экономическая политика в 1986–1995 гг. формировалась практически исключительно на основе программ и рекомендаций, разработанных специалистами МВФ и МБРР. В частности, «Программа восстановления экономики», проводившаяся в 1986–1989 гг. и 1989–1992 гг., была направлена на развитие частного сектора, либерализацию торговли и т. п. Однако её итогом стало падение уровня жизни населения.
С середины 1990-х гг. руководство Танзании проводило курс на структурную перестройку национальной экономики при финансовом и техническом содействии ВБ и МВФ. Основные направления осуществлявшейся экономической реформы – развитие национального экспортного сектора, привлечение внешних ресурсов для удовлетворения потребностей населения и хозяйства, придание ключевой роли в экономическом развитии страны частному сектору. Важное место в государственной экономической политике заняли меры по либерализации внешнеэкономических связей, пересмотру коммерческого и инвестиционного законодательства в целях улучшения правового поля деятельности как национального, так и иностранного капитала на танзанийском рынке.
В октябре 1996 г. руководство страны обнародовало новую инвестиционную политику, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов, в 1997 г. были приняты новый Закон об инвестициях и ряд важных поправок и дополнений к другим законам, подтверждающих право на частную собственность для иностранных юридических и физических лиц; создан Танзанийский инвестиционный центр, призванный содействовать установлению в стране благоприятного инвестиционного климата. Важным шагом стало решение (2002) о создании в Танзании экспортно-производственных зон (ЭПЗ), их особый статус даёт возможность инвесторам пользоваться исключительными привилегиями в таможенной и налоговой сферах, скидками в тарифах на электроэнергию и на транспортные услуги.
В ходе выполнения программ 1995–2005 гг. («Программа структурной перестройки» и «Усиленная программа структурной перестройки»), целями которых были обозначены дальнейшее осуществление макроэкономических реформ и стабилизация финансового положения, ОРТ удалось решить ряд экономических проблем: повысить темпы развития; улучшить положение с государственными финансами; создать благоприятный инвестиционный климат. Показатели экономического развития в этот период характеризовались тенденцией к устойчивому росту: среднегодовой прирост ВВП за десять лет составил в среднем 5 %, уровень инфляции сократился с 27 % в 1995 г. до 4 % в 2004 г., объём экспорта увеличился более чем вдвое.
Дальнейшее стратегическое направление развития страны определялось в документах: «Национальная стратегия роста и сокращения бедности» (National Strategy for Growth and Reduction of Poverty, MKUKUTA) 1997 г. и «Концепция развития Танзании до 2025 г.» (Tanzania Development Vision 2025) 1999 г. Главные задачи, поставленные в этих программах, заключались в сокращении числа бедных в стране, обеспечении устойчивого экономического роста, улучшении качества жизни и социального благополучия населения.
В пятилетнем плане развития 2016/2017–2020/2021 гг. особое внимание уделено ряду инфраструктурных проектов: возрождению национальной авиакомпании; строительству нового международного аэропорта в Додоме; созданию железнодорожной инфраструктуры; сооружению новой гидроэлектростанции (ГЭС) имени Дж. Ньерере на реке Руфиджи; строительству автомобильных дорог (3500 км), эстакад и мостов (13), расширению и модернизации порта в Дар-эс-Саламе. Значительную часть этой программы удалось выполнить. Однако запланированный рост ВВП до 10 % в 2021 г. из-за пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) оказался недостижим.
Национальный пятилетний план развития на период 2021–2026 гг. – документ, направленный на достижение целей, поставленных в «Концепции развития Танзании до 2025 г.». Согласно плану, основными задачами являются: увеличение производственного потенциала страны; построение конкурентоспособной экономики, которая будет содействовать участию ОРТ в торговле и инвестициях; стимулирование человеческого развития. В достижении приоритетных областей стратегическими целями планом определены: улучшение ключевых производственных инфраструктур, включая автомобильные, железные дороги, водный и воздушный транспорт, а также надёжный доступ к энергии; укрепление благоприятных условий для бизнеса и инвестиций посредством эффективной политики, способствующей свободной частной конкуренции в секторе; совершенствование систем образования и профессиональной подготовки, включая реформирование учебных программ в соответствии с требованиями рынка труда, а также интеграцию исследований и разработок с производительной экономической деятельностью.
В «Рейтинге глобальной конкурентоспособности экономик мира» Танзания занимает 117-е место из 141 с показателем 4,0 (2019; 113-е в 2008/2009 из 134 с показателем 3,5), в рейтинге благоприятности ведения бизнеса Doing Business – 141-е место среди 190 стран с показателем 54,5 балла (2020). Доля расходов на здравоохранение в стране составляет 2,4 % (2020), образование – 3,3 % (2021), оборону – 1 % ВВП (2019).
Государственный сектор в хозяйственной структуре Танзании занимал наиболее сильные позиции со 2-й половины 1970-х гг. Подавляющее большинство государственных предприятий создавалось путём национализации иностранных компаний. В 1966 г. в стране было всего 39 предприятий с государственным капиталом, к середине 1980-х гг. – около 400 крупных государственных предприятий в сельском хозяйстве, обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, в денежно-кредитной и коммунальной сферах, торговле и на транспорте. Они создавали 15–17 % ВВП, на их долю приходилось 30 % занятых и около 25 % совокупных валовых капиталовложений.
С середины 1990-х гг. руководство страны проводило политику свёртывания государственного сектора национальной экономики. С 1993 по 2006 гг. приватизировано 329 предприятий. В результате государственные предприятия не играют доминирующей роли. 270 государственных предприятий (из них 232 полностью принадлежат государству) задействованы в энергетике, транспорте, водоснабжении, строительстве. Практически в каждой отрасли экономики есть государственные предприятия, которые по своему статусу представляют собой холдинговые компании. В частности, Национальная страховая корпорация (National Insurance Corporation, NIC; 1963), Танзанийская государственная компания телекоммуникаций (Tanzania Telecommunications Company Limited, TTCL; 1993), Air Tanzania (1977; авиаперевозки), Tanzania Electric Supply Company (TANESCO; 1931; генерация, передача и продажа электроэнергии), Dar es Salaam Water and Sewerage Authority (DAWASA; 1997; электроэнергетика и водоснабжение) и др. Инвестиции в государственные предприятия составляют около 10 % ВВП (2019). Около 60 % правительственных инвестиций вложено в 10 корпораций, четыре из них осуществляют деятельность в сфере услуг: Tanzania Railway Corporation (1997; железнодорожные перевозки), Tanzania Ports Authority (TPA; 2004; обслуживание портов), National Housing Corporation (NHC; 1990; риэлтерские услуги) и TANESCO. Несколько важных корпораций, таких как Tanzania Petroleum Development Corporation (TPDC; 1969; нефтедобыча) или Air Tanzania, в эту десятку не входят. Штаб-квартиры всех вышеуказанных компаний располагаются в Дар-эс-Саламе – экономическом центре страны.
После широкой кампании национализации крупной иностранной собственности иностранный капитал утратил свои доминирующие позиции в танзанийской экономике. Однако по мере отхода руководства страны от политики жёсткого государственного регулирования зарубежные фирмы вновь стали расширять и укреплять свои позиции в ОРТ. Дополнительный импульс этому процессу придали новый инвестиционный кодекс и закон о создании ЭПЗ. В 2019 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили свыше 1217 млн долл. (972 млн в 2018; 938 млн в 2017; 1561 млн в 2015). Основной поток инвестиций поступает с Маврикия, из Великобритании, ОАЭ, Канады и ЮАР.
Частное национальное предпринимательство к концу 1980-х гг. производило ⅕ ВВП, обеспечивая работой ¼ трудоспособного населения, на него приходилось 40 % валовых капиталовложений и ⅓ банковских кредитов. К началу 2000-х гг. национальными предпринимателями в ходе приватизации приобретено 120 предприятий. Однако большинство частных фирм действует в сфере розничной и мелкооптовой торговли, сделок с недвижимостью, автотранспортa, туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания. Малые предприятия дают, по оценкам специалистов, 27 % ВВП (2017).
Темпы прироста ВВП составляют 2 % (2020; 5,8 % в 2019; 5,4 % в 2018; 6,8 % в 2017). Ежегодные темпы инфляции – 3,3 % (2020; 3,5 % в 2019; 3,5 % в 2018; 5,3 % в 2017).
Сальдо государственного бюджета отрицательное (−1,7 % ВВП в 2020; −1,8 % в 2017), равно как и платёжного баланса (−2,5 млрд долл. в 2021; −1,3 млрд в 2019; −2,3 млрд в 2018), и торгового (−3,1 млн долл. в 2019).
Государственный долг – 40,8 % ВВП (2021; 40,5 % в 2020; 39,0 % в 2019; 40,7 % в 2017; 39,8 % в 2016).
Золотовалютные резервы оцениваются на уровне 6,7 млрд долл. (сентябрь 2021; 4,9 млрд в сентябре 2020; 5,9 млрд в 2017; 4,4 млрд в 2016).
На третичный сектор приходится 39,6 %, на первичный – 36,1 %, на вторичный – 24,3 % (2021; 39,4 %, 35,6 %, 25,0 % соответственно в 2020).