Таджуддин Талгат
Таджудди́н Талга́т (тат. Тәлгать Таҗетдин; Талгат Сафич Таджуддинов, Талгат Сафич Тадзетдинов, Талгат Сафа Таджуддинов, тат. Тәлгать Сафа улы Таҗетдинев; по паспорту – Талгат Тазеев) (12.10.1948, Казань, Татарстан), советский и российский мусульманский деятель, председатель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ). Ориентируется на ценности сильного государства. Стремится установить тесные отношения с Русской православной церковью (РПЦ). Тадж-эд-дин в переводе с арабского языка – «венец веры». Отстаивает принципы «традиционного ислама», который в контексте государственной конфессиональной политики призван консолидировать российских мусульман в границах одной страны и выступить значимым ресурсом формирования гражданского единства.
Биография
Родился в татарской семье водителя и заводской работницы. Кроме казанской советской школы, обучался частным образом у служителей мечети Марджани (Казань). Своим духовным учителем и наставником Таджуддин считает казанского богослова Заки ибн Сафиулла аль Алиши аль-Мурсави (Ахмадзаки Сафиуллин) (1896–1995).
В 1966 г. вместе с ещё одним казанским шакирдом, Габдельхаком Саматовым, Таджуддин начал обучение в медресе Мир-и Араб (Бухара). Учёба была сопряжена с большими трудностями и проходила в тяжёлых моральных и материальных условиях. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по ТАССР запретил посылать ученикам материальную помощь от мечети, урезая их и без того скудное жалованье. Кроме того, после окончания ими 1-го года обучения вышел приказ об отчислении обоих из медресе по неизвестной причине. Это решение было обжаловано во множестве официальных инстанций, в результате шакирды были восстановлены.
Получив 7-летнее религиозное образование в медресе Мир-и Араб (окончил с отличием в 1973), Таджуддин получил должность 2-го имам-хатыба в Казанской соборной мечети Марджани. В 1973–1978 гг. обучался в Университете Аль-Азхар в Каире (Египет). В 1978 г. получил должность первого имам-хатыба в мечети Марджани. В 1980 г. на съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири в г. Уфа Таджуддин был избран председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).
В 1980-е гг. ДУМЕС представлял собой организацию, объединявшую всего 94 прихода, каждый её шаг контролировался Советом по делам религий при Совете министров СССР. Со 2-й половины 1980-х гг., в условиях перестройки в СССР, началось религиозное возрождение, которое затронуло и мусульман. Всего за 5 лет руководства ДУМЕС Таджуддин сумел реализовать множество проектов: количество мечетей увеличилось до 500, восстанавливались старые и строились новые мечети; ДУМЕС получило возможность издать 50 тыс. экз. Корана и 10 тыс. экз. сборника хадисов; в Уфе было учреждено мусульманское среднее учебное заведение; делались первые шаги в решении проблемы подготовки кадров мусульманского духовенства. Если в 1979 г. в медресе Мир-и Араб учился всего 1 шакирд из Башкирии, а в Аль-Азхаре – ни одного, то с приходом Таджуддина ситуация изменилась. В 1981 г. в медресе Мир-и Араб от Башкирии было направлено 2 человека, из остальных регионов СССР – 10. В 1984 г. муфтий проявил большую настойчивость в подборе кандидатур для обучения в Бухаре, и с 1985 г. от Башкирии в медресе Мир-и Араб учились уже 5 человек, 1 – в Ливии.
С середины 1980-х гг. главными направлениями в деятельности ДУМЕС во главе с Таджуддином стали интеграция в международную деятельность, благотворительность, воспитание патриотизма. Одной из главных заслуг муфтия Таджуддина стало открытие в октябре 1989 г. в Уфе медресе имени Р. Фахретдинова, которое впоследствии было реорганизовано в Российский исламский университет; активизировалось участие в международных мусульманских форумах. К 1988 г. в составе ДУМЕС находились 142 общины. К числу его заслуг относится восстановление хаджа. В 1989 г. народный обряд паломничества в священное для всех татар историческое место – расположенный в 200 км от Казани г. Болгар, столицу Волжской Булгарии, – был поддержан Таджуддином под названием «зийарат ас-салихин» (посещение праведных, благочестивых). С этого времени ежегодно в Болгар съезжаются свыше 40 тыс. человек на сбор в Святом Болгаре, который проводится официально весной или летом.
В 1990 г. на 5-м съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири, который состоялся в Уфе, Таджуддин переизбран муфтием и председателем ДУМЕС, ему присвоено высшее духовное мусульманское звание – шейх-уль-ислам. В 1995 г. Меджлисом (съездом) мусульман России и европейских стран СНГ Таджуддин избран верховным муфтием России и председателем ЦДУМ. Статус верховного муфтия России признаётся не во всех регионах РФ, т. к. у мусульман отсутствует чёткая организационная структура и нет разделения понятий «председатель Духовного управления мусульман» и «верховный муфтий». Наравне с Таджуддином великим муфтием России с 1996 г. позиционирует себя шейх Р. Гайнутдин – председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).
Желая сохранить структуру ДУМЕС, исторически восходящую к Оренбургскому магометанскому духовному собранию, в 1991 г. Таджуддин дал согласие на создание независимых исламских религиозных центров, но это не предотвратило появления региональных духовных управлений, не подотчётных ДУМЕС (с 1994 именуемого ЦДУМ), что во многом стало причиной конфликта между Таджуддином и Гайнутдином. Ко времени этого конфликта относится пик критики Таджуддина внутри исламского сообщества. Оппозиция муфтию Таджуддину начала формироваться уже в начале 1980-х гг. Так, на 5-м съезде ДУМЕС недовольство политикой Таджуддина открыто высказал имам казанской Соборной мечети Марджани Г. Галиуллин. Мусульманская общественность неоднократно осуждала Таджуддина за отдельные его действия. В 1992 г. в новой мечети Тауба в Набережных Челнах Таджуддин решил установить витраж, на котором были изображены полумесяц, крест и звезда Давида. Торжества по случаю открытия мечети закончились потасовкой между сторонниками и противниками Таджуддина, т. к. последние восприняли витраж как осквернение мечети. Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) в середине 1990-х гг. вменяло в вину Таджуддину неподобающее поведение, сервилизм перед российскими властями, экуменизм, искажение истин ислама. Тем не менее Таджуддин сумел сохранить авторитет ЦДУМ России и его председателя, признанный на международном уровне: во время государственного визита в октябре 2017 г. в Россию короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абд аль-Азиза состоялась его беседа с Таджуддином. Встреча была организована по инициативе высокого гостя и посвящена вопросам международного сотрудничества, поликультурного и межрелигиозного диалога во имя просвещения и мира во всём мире, а также противодействию распространению экстремистских течений и борьбе с терроризмом.
В марте 2003 г. Таджуддин предложил переименовать ЦДУМ России в Исламское ЦДУМ Святой Руси, но инициатива не встретила поддержки в обществе. В октябре 2013 г. в Уфе прошли торжества, приуроченные к 65-летию верховного муфтия Таджуддина и 225-летию основания по Указу 1788 г. императрицы Екатерины II Оренбургского Духовного собрания Магометанского закона, правопреемником которого является ЦДУМ. В торжествах приняли участие более 500 гостей из 33 стран мира и делегаты из более 40 субъектов РФ. Центральным событием праздничных торжеств стало участие президента В. В. Путина и встреча его с Таджуддином.
24 февраля 2022 г. Талгат Таджуддин выступил с заявлением о поддержке специальной военной операции России на Украине.
Имеет ряд государственных наград, наград субъектов РФ и конфессиональных наград. Среди них: орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (29 апреля 2019); орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (19 октября 2013); орден Почёта (12 октября 2008); орден Дружбы (21 сентября 1998). Русским биографическим институтом номинирован как Человек года 2001 за укрепление межрелигиозных связей и миротворческую деятельность в номинации «Религия» (2001).