СУ-122
СУ-122, советская средняя самоходная артиллерийская установка (САУ), одна из первых САУ (наряду с СУ-76), серийно производившихся в СССР. Использовалась в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. для огневой поддержки. Разработана на базе танка Т-34 и проектов безбашенных штурмовых танков У-33 и У-34, а также САУ ЗИК-11.
История создания
Причиной начала работы над СУ-122 стала потребность советских войск в эффективной огневой поддержке в ходе наступательных действий, а также знакомство с немецкими САУ, особенно StuG-III.
На решение приступить к разработке САУ и сделать их частью комплекса вооружений Красной Армии повлияли советские военно-теоретические концепции и инженерно-технические разработки 1930-х гг. Ряд советских военных теоретиков (К. Б. Калиновский, В. В. Фавицкий, Д. Г. Павлов и др.) писали о необходимости включения САУ в состав самостоятельных механизированных соединений. В соответствии с этими представлениями САУ разрабатывались и изготовлялись как опытные образцы (СУ-1, АТ-1, СУ-2, СУ-14), но серийно не производились.
В то же время в 1930-х гг. велись разработки и ограниченное серийное производство артиллерийских танков (БТ-7А в 1934–1937), которые должны были компенсировать недостаточную огневую мощь 45-миллиметровой танковой пушки, устанавливаемой на большинство танков БТ и Т-26. Кроме того, существовавшие в СССР концепции боевого применения артиллерии предусматривали использование орудий сопровождения, что можно рассматривать как потенциальную нишу для боевого применения САУ.
14 апреля 1942 г. было принято решение о разработке САУ со 122-миллиметровой гаубицей на расширенном заседании Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) с участием представителей танковой промышленности и Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ). По итогам заседания на заводе № 8 под руководством Ф. Ф. Петрова была начата разработка САУ ЗИК-10 (с разработанным Ф. Ф. Петровым, В. Е. Сидоренко и А. В. Усенко для танков 122-миллиметровым орудием У-11) и ЗИК-11 (с гаубицей М-30). На Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ) в Свердловске (ныне Екатеринбург) под руководством Н. В. Курина и Г. Ф. Ксюнина велась разработка безбашенных штурмовых танков У-33 и У-34, причём в один из вариантов У-33 предполагалась установка 122-миллиметровой гаубицы. Ни один из этих проектов не дошёл до стадии опытных образцов.
Разработка СУ-122 (первоначально обозначалась как СУ-35 или же У-35) началась по постановлению ГКО № 2429сс от 19 октября 1942 г. на УЗТМ, для чего на заводе была создана Особая конструкторская группа во главе с Л. И. Горлицким (впоследствии получила статус конструкторского бюро, ныне СКБ «Трансмаш-спецтехника»), которой передали результаты вышеупомянутых работ по ЗИК-11 и штурмовым танкам. При разработке САУ Горлицкий использовал новейшие усовершенствования, предполагавшиеся к внедрению в конструкцию Т-34, в том числе 5-скоростную коробку передач и новый воздухоочиститель. Опытный образец СУ-122 был завершен 30 ноября 1942 г. и ещё до проведения испытаний САУ была 2 декабря 1942 г. принята на вооружение. Государственные испытания были проведены 5–19 декабря на Гороховецком полигоне, по итогам которых был сделан ряд замечаний, которые Горлицкий обязался учесть до февраля 1943 г., а до тех пор предполагалось производить СУ-122 в первоначальном варианте. Фактически ряд изменений в конструкцию машины, в том числе в размещение боеукладки, смотровых приборов, рабочих мест экипажа и в конструкцию лобового листа, а также установка вентилятора в боевое отделение были осуществлены уже в декабре 1942 г., и по первоначальным чертежам изготавливалась только установочная серия. Одновременно с СУ-122 испытывалась САУ СГ-2, разработанная на заводе № 592 под руководством Е. В. Синильщикова. СГ-2 имела более просторное боевое отделение и лучшие условия работы экипажа (при этом корпус САУ был более сложным для производства), но не смогла пройти ходовые испытания. Причиной этой неудачи стало то обстоятельство, что СГ-2 была изготовлена на основе отремонтированного серийного танка Т-34, имевшего сильный износ.
В апреле 1943 г. на УЗТМ была изготовлена САУ СУ-122М с орудием У-11. СУ-122М имело бо́льшие размеры боевого отделения, шаровую маску пушки, люк механика-водителя. В июне 1943 г. была изготовлена СУ-122-III, вооружённая 122-миллиметровым орудием Д-6 с клиновым затвором. Обе эти модификации не были приняты на вооружение и не производились серийно. Как модификацию СУ-122 можно рассматривать СУ-85, производство которой началось с августа 1943 г.
Конструкция и производство
Боевая масса СУ-122 составляла 30,8 т. Экипаж состоял из 5 человек. Установленная в СУ-122 гаубица М-30 длиной 22,7 калибра использовала осколочно-фугасные снаряды массой 21,76 кг и кумулятивные снаряды. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда составляла около 150 мм при угле встречи в 90°, но малая дальность прямого выстрела делала его применение неэффективным. М-30 была плохо приспособлена для САУ, устанавливалась на тумбу, из-за чего отнимала много места у боевого отделения и мешала работе расчёта. Защиту СУ-122 обеспечивал верхний лобовой лист толщиной 45 мм, расположенный под наклоном 50° к вертикали. Нижний лобовой лист, борта и корма рубки защищались 45-миллиметровыми бронелистами, корма корпуса – 40-миллиметровыми бронедеталями, крыша машины – 20-миллиметровыми, днище 15-миллиметровыми, толщина маски орудия 60 мм. В СУ-122 устанавливался дизельный двигатель В-2-34 максимальной мощностью 500 л. с. и эксплуатационной 400 л. с., что обеспечивало максимальную скорость 51 км/ч и маршевую 15 км/ч. Внутренние топливные баки емкостью 480 л и внешние баки 360 л обеспечивали запас хода 600 км.
Серийное производство СУ-122 началось в декабре 1942 г. Начало выпуска САУ на УЗТМ при сокращении, а затем и прекращении производства Т-34 позволило преодолеть ряд узких мест, мешавших наращивать производство бронетехники, в первую очередь в фасонно-литейном производстве, где на одну СУ-122 требовались 22 крупных отливки, в то время как для Т-34 нужно было 48. В 1942 г. произведено 25 «самоходок», в 1943 г. – 611 (всего 636 штук). В августе 1943 г. производство было прекращено.
Боевое применение
В период Великой Отечественной войны СУ-122 поступала на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (САП) сначала смешанного состава (8 средних и 17 лёгких САУ, позднее 12 средних и 8 лёгких САУ), с апреля 1943 г. началось формирование САП однородного состава (16 САУ и 1 танк). Первыми полками, вооружёнными СУ-122, стали 1433-й и 1434-й САПы, сформированные в январе 1943 г. После прекращения производства СУ-122 части, оснащённые САУ, фактически превратились в полки смешанного состава, поскольку их пополнение материальной частью осуществлялось за счёт противотанковых «самоходок» СУ-85. В то же время при перевооружении САП СУ-122 попали в танковые части, где они в единичных количествах применялись до конца войны.
Первоначально САП рассматривались в первую очередь как артиллерийские части, их личный состав формировался преимущественно из артиллеристов, а в организационном плане они были подчинены Управлению механической тяги и самоходной артиллерии ГАУ. Но в апреле 1943 г. из-за выявившихся трудностей организации снабжения и технического обслуживания, а также неподготовленности командных кадров из числа артиллеристов к службе в САП самоходная артиллерия была передана в ведение командующего бронетанковыми и механизированными войсками Я. Н. Федоренко и ГАБТУ.
Первое боевое применение СУ-122 состоялось в феврале 1943 г. на Волховском фронте в ходе Тосненско-Мгинской наступательной операции, в районе Смердыни (14 февраля в атаке участвовал 1433-й САП).
Несмотря на неудачные итоги операции, СУ-122 показали себя как эффективное средство борьбы с вражескими дзотами и противотанковыми орудиями. СУ-122 широко применялись в ходе Курской битвы 1943 г.; так, 1440-й САП участвовал в боях в районе Черкасского 5 июля, 1442-й и 1454-й САПы участвовали в боях в районе Понырей 5–10 июля, а 1446-й и 1447-й САПы – в контрударе под Прохоровкой 12 июля 1943 г.
В боях на Курской дуге СУ-122 часто пытались использовать в несвойственной ей роли истребителя танков, к которой она не была приспособлена. В дальнейшем «самоходки» в небольших количествах участвовали во многих операциях, проводимых Советской Армией, вплоть до Берлинской операции 1945 г.
Наиболее эффективно СУ-122 применялись в качестве огневой поддержки танков, следуя за ними на дистанции 300–600 м. В то же время многие командиры, рассматривая САУ как безбашенный танк, использовали их в одной линии с танками или даже выдвигали их вперёд, что вызывало большие потери. Возможно, это делалось в расчёте на использование СУ-122 как противотанковой «самоходки», чтобы она могла вести бой на дальности прямого выстрела. Мощность 122-миллиметрового фугасного снаряда позволяла им уничтожать дзоты противника, вести борьбу с противотанковой артиллерией. В обороне они могли эффективно брать на себя задачи борьбы с группами пехоты. В то же время в отзывах войск отмечались недостатки машины: теснота боевого отделения, недостаточный боекомплект. Хотя СУ-122 могла использоваться для стрельбы с закрытых огневых позиций, но применялась в таком качестве редко, поскольку упомянутые выше недостатки снижали её эффективность по сравнению с буксируемыми орудиями.
Отражение в культуре
СУ-122 почти не сохранились в музейных коллекциях. Одна «самоходка» экспонируется в парке «Патриот». Кроме того, в музее в Верхней Пышме под Свердловском экспонируется СУ-122, восстановленная из тягача. В Музее истории Украины во 2-й мировой войне в Киеве в качестве СУ-122 выставляется грубо переделанная САУ СУ-100.